Использование адаптированных игровых пособий с целью знакомства с геометрическими фигурами, формирования количественных представлений и навыков счёта у дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения

3
3275

 Консультация для родителей

Свиридова Ж. А.
учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Агаркова Т. В.
Бирюкова В. В.
воспитатели МБДОУ д/с комбинированного вида №6
г. Белгород

 

 

Материал прислан на конкурс “В гости к Царице Арифметике”.

 

Дети с тяжёлыми нарушениями зрения имеют определенные трудности в овладении первоначальными математическими представлениями. Слабовидящие и незрячие дошкольники часто затрудняются в пересчете предметов и названии чисел, в установлении количественных отношений (например, больше, меньше и т.д.), в усвоении геометрических фигур.

Рекламное сообщение     

Проблемой является отсутствие адаптированного дидактического материала, способствующего формированию элементарных математических представлений у незрячих детей и воспитанников с остаточным зрением.

Для развития представлений о геометрических фигурах можно приобрести математический набор «Учись считать», в котором содержаться геометрические фигуры, изготовленные из приятного на ощупь и ярко окрашенного материала. Но этого недостаточно. Для формирования стойких представлений, способности дифференцировать геометрические фигуры в различных рельефных изображениях (аппликационных, рельефно – точечных) можно изготовить разнообразный практический материал своими руками (например, карточки с аппликационными и рельефно – точечными геометрическими фигурами).

               

Для этих целей могут служить тактильные дидактические пособия, выполненные на основе разнообразных игр с добавлением разно фактурных материалов (ребристого картона, бархатной бумаги, фольги и т. п.), а также игровое оборудование, изготовленное своими руками, например, из дерева («Парочки»; «Найди такую же по форме, на ощупь»).

В работе по формированию представлений о геометрических фигурах можно активно использовать внутренние и внешние трафареты, изготовленные из плотного упаковочного картона. Такой дидактический материал даёт возможность зафиксировать фигуру на плоскости, и позволяет слабовидящим и незрячим детям более уверенно выполнять практические действия и закреплять представления об основных отличительных признаках каждой из них (сколько углов, сторон).

Особую сложность вызывают задания на видоизменение геометрических фигур, составление из частей целого, из одних фигур – другие. И в этом случае на помощь также приходят карточки с внутренними трафаретами, а также магнитная доска с набором фигур.

Конструирование геометрических фигур из счётных палочек стало возможным при использовании в работе с незрячими и слабовидящими детьми пластилиновых дощечек, которые также можно изготовить своими руками, нанеся пластилин тонким слоем на любую дощечку или плотный картон. Пластилиновая основа помогает зафиксировать палочки, а, следовательно, выложить, а главное проконтролировать, прочитать полученное изображение. На первых этапах работы выкладывание фигур из палочек осуществляется с опорой на внешние и внутренние трафареты. Умение различать горизонтальные, вертикальные, наклонные рельефные линии и углы, построенные на основе этих линий, позволяет усложнять задания. Так постепенно дети научаются понимать, что прямой угол составляют горизонтальная и вертикальная рельефные линии, острый – две наклонные линии, а тупой угол составлен из горизонтальной и наклонной линий). Выкладывая счётные палочки соответствующим образом можно научить детей конструировать простые геометрические фигуры (например, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Закрепление представлений о геометрических фигурах и формах может осуществляться в совместной и самостоятельной деятельности с незрячими и слабовидящих ребятами. Способствует этому специально организованная предметно – пространственная развивающая среда, которую можно создать и в домашних условиях. Это могут быть плоскостные геометрические фигуры и объёмные геометрические тела, подвешенные на лентах в различных частях игровой комнаты, а также настоящие дорожки и лабиринты, наклеенные на дверцах детских шкафчиков. Прослеживая двумя руками по таким дорожкам, ребята узнают и называют геометрические фигуры. При этом также развивается тактильно – двигательная чувствительность, осязательное и зрительное восприятие незрячих и слабовидящих воспитанников.

 

Но главное внимание в процессе формирования представлений о геометрических фигурах и формах необходимо уделять тому, чтобы научить детей находить в окружающих предметах знакомые фигуры: носовой платок квадратный, обложка книги и крышка стола прямоугольные, мячик имеет форму шара и т. п. Разнообразные предметы необходимо обследовать вместе с ребенком и определять их форму.

Многие дети, поступающие в классы для незрячих и слабовидящих детей, умеют считать до десяти, двадцати и даже до ста. Знать прямой счет (счет в прямом порядке) – это не значит быть готовым к изучению математики. Бывает, что ребенок запоминает числа по порядку, как стихотворение, но не умеет ориентироваться в них: не может ответить, какое из двух данных чисел больше, почему за числом два идет число три, не может пересчитать предметы и т.п. Прежде, чем учить незрячих и слабовидящих детей считать, необходимо, чтобы они умели составлять группы из однородных предметов (кубиков, кружков, грибочков, палочек и. т.п.), сравнивать одну группу предметов с другой, определяя без счета количественные отношения: больше, меньше, поровну. Для формирования количественных представлений, навыков счёта можно использовать традиционные дидактические пособия, а также изготовить разнообразный практический материал, адаптированный для занятий с незрячими и слабовидящими ребятами, например, разнообразные счёты.

Изготавливая или адаптируя имеющийся игровой материал с целью формирования навыков счёта, количественных представлений можно использовать рельефные точки, линии, нанесённые специальной объёмной краской. Такие пособия также способствуют развитию осязательного восприятия.

Порядковый счет хорошо закреплять в различных играх, например, можно поставить в ряд разные игрушки и попросить ребенка сосчитать их («первый, второй, третий» и т.д.). Обязательно учим незрячих и слабовидящих детей считать правой рукой слева – направо, касаясь каждой игрушки. Далее можно убрать одну из игрушек и предложить ребенку, опираясь на зрительный или осязательный способ восприятия, какую по счету игрушку вы убрали.

При определении равенства и неравенства групп предметов можно предложить ребенку три кубика и три квадрата, попросите расставить кубики в ряд на столе, затем на каждый кубик положить по квадрату В ходе выполнения этого задания ребенок сможет убедиться, что кубиков и квадратов равное количество. Сравнение предметов лучше всего закреплять в игре и в повседневной деятельности ребенка. Например, ребенок играет в машины, их две. Дайте ему три (два, один) кубик и попросите в каждый кузов положить по одному кубику. Затем спросите, в каждый ли грузовик погрузили кубик, будут ли лишние кубики и т.п. Помогите ребенку сделать вывод: «Кубиков больше (меньше), чем машин, равно числу машин».

При сравнении множеств также можно использовать простые игровые адаптированные пособия на основе ячеек для льда. Они позволяют фиксировать счётный материал (бусинки, шарики и т. п.), а, следовательно, помогают незрячим и слабовидящим детям более уверенно выполнять пересчёт и сравнение. Рядность способствует развитию ориентировки на плоскости, в микропространстве и даёт возможность более эффективного контроля при сравнении двух, трёх множеств.

    

Достаточно сложно незрячим и слабовидящим дошкольникам располагать в пространстве магнитной доски, фланелеграфа, счётной карточки геометрические фигуры, предметные трафаретные изображения, соблюдая рядность, располагая в верхней, нижней части предлагаемой поверхности. Для этого в работе с некоторыми детьми можно использовать счётные карточки с внутренними трафаретами разнообразных фигур.

 Аналогичный адаптированный дидактический материал можно использовать в работе по формированию представлений об образовании чисел. Так образование числа «2» можно объяснить следующим образом, например, так: «Положи в верхний ряд слева во внутренний трафарет квадрат, а затем ещё один квадрат. Получилось два квадрата. Как получилось число два? К одному прибавили один, получилось два. Число два состоит из одной единицы и еще одной единицы – из двух единиц». Точно также можно объяснить образование и состав чисел три, четыре, пять.

Адаптация игрового материала, изготовление игр своими руками расширяет наши возможности в плане формирования математических представлений у незрячих и слабовидящих дошкольников. Мы познакомили Вас лишь с небольшим количеством вариантов игровых адаптированных дидактических пособий. Мы надеемся, что предложенный материал расширил Ваши представления о том, каким образом в домашних условиях можно формировать количественные представления, навыки счёта, усвоить геометрические фигуры, а Ваше желание и фантазия позволят изготовить ещё более интересный и эффективный практический материал.

      Успехов Вам и Вашим детям!

 

В гости к Царице Арифметике

 

 

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень интересный и полезный материал.Дидактические пособия адаптированы для слепых и слабовидящих детей, можно использовать во всех видах деятельности детей.

  2. Полезная информация как для родителей, так и для педагогов, работающих в группах для детей с нарушением зрения.

Добавить комментарий для Жанна Отменить ответ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь