Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через организацию мини-музея «Русская изба»

0
179

Материалы педагогов принимает участие в Региональном практико-ориентированном семинаре “Музейная педагогика как средство формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств”

*****

Безлепкина Наталья Алексеевна
Гущина Елена Вячеславовна
Косинова Анна Алексеевна
Котенева Нина Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 52 «Ласточка»
Старооскольский городской округ

НАЗВАНИЕ – Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через организацию мини-музея «Русская изба»

СЕКЦИЯ  – 2. Организация экскурсионной работы в музее как средство развития познавательной активности дошкольников

 

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте, не посещают музеи, в семьях не сохраняют традиции.

материалы в печатный сборник 

Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее – краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Одним из приоритетных направлений нашей работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры: в группах реализуются проекты, оформлены уголки народного искусства: дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения. Поэтому пришли к выводу о создании уголка-музея народного быта «Русская изба» в дошкольном образовательном учреждении, являющегося наиболее оптимальным наглядным средством передачи информации.

Проблема культурного развития личности, формирования ее духовности находится сейчас в числе приоритетных.
Есть хорошая пословица: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».
В мудрости этих слов вряд ли можно сомневаться. Наша цель как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. И тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка.

Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях. Поэтому решили создать в нашем детском саду уголок русского быта.

Так по крупицам стала появляться наша «Русская изба», декорации, где есть и русская печь и домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, сундук, старинный утюг, прялка, самовар, деревянные ложки, расписные разносы, глиняная посуда, стол с лавками, текстиль и многое другое. Дети тоже включились в «поиск» экспонатов заезжая в гости в деревню к бабушкам и дедушкам.

Постарались организовать пространство так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. В мини-музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно созерцать, познавать, заниматься и играть. Убранство избы – это подлинные предметы, которые своими эстетическими качествами, функциональностью, добротностью, удобством воздействуют на душевное состояние человека, являются источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру.

Музей «Русская изба» – своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
Результаты работы по данному направлению окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.

Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может
подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение такого музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий. Это является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующего воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами дети и их родители.

 

 

Скачать (PDF, 1.23MB)

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь