Формирование патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность

0
49

Пименова Светлана Викторовна
Пименова Юлия Николаевна
Перцева Светлана Петровна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольского городского округа

 

 Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Рекламное сообщение

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в патриотическом воспитании дошкольников.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию обучения и практическое взаимодействие детей и взрослых (включая родителей, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития воспитанников.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают очень существенное влияние на развитие ребенка – дошкольника. Прежде всего в проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, что связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умения фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают и необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, более сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг к другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско–родительские отношения. Ребенок становится более интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Педагогами были разработаны и реализованы несколько педагогических проектов патриотической направленности. Тематику и содержание педагогических проектов разрабатывали с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития», а также с учетом реальных условий и возможностей детского сада.

Проекты были долгосрочные: их длительность составляла один учебный год. Проект «Моя малая Родина» (реализовывался с детьми средней группы) направлен на духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников, формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. При реализации данного проекта были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по селу, чтение литературных произведений. Дошкольники принимали участие в сельских праздниках, они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отражали в рисовании, конструировании, изготовлении поделок.

В процессе реализации проекта «Культурное наследие» (реализовывался с детьми старшей группы) была организована работа по формированию патриотических чувств у дошкольников средствами традиционной культуры родного края. Организуя мероприятия в рамках данного проекта, педагоги использовали различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение музеев и прочее. Для закрепления приобретённых знаний педагогами совместно с детьми и родителями в рамках проекта были подготовлены и проведены праздничные мероприятия: «Масленица», «Пасха», «Весёлая ярмарка». Совместная деятельность детей при подготовке к праздникам создавала общее эмоциональное переживание, дети оказывали помощь друг другу при выполнении заданий, вместе переживали неудачи и радовались успеху.

Проект «Гордость села» (реализовывался с детьми подготовительной группы) был направлен на систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы просвещения родителей по данной проблеме. Цель проекта – дать научно–достоверные знания об истории села, о жителях, о достопримечательностях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свое село. В ходе реализации проекта воспитателями совместно с детьми и родителями были проведены мероприятия: развлечения «Путешествие в прошлое» «Колесо истории», праздники «День Победы», «Сельские истории».

Таким образом, применение метода проектирования в дошкольном учреждении актуально и эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки.

 

УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь