Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов.

Тема: «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

В последние годы заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения.

В связи с кризисным состоянием современного общества увеличилось число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы.

Дошкольное детство – это короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие ребенка идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности.

Отношение детей к своему здоровью – это фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Необходимо, чтобы дети поняли: что своё здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.

Можно выделить следующие компоненты здорового образа жизни:

  • Правильное питание
  • Рациональная двигательная активность
  • Закаливание организма
  • Развитие дыхательного аппарата
  • Сохранение стабильного психо – эмоционального состояния

Начальное знание и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.

С чего начать?

Начинаем с себя, самосовершенствуемся, пополняем собственный багаж теоретическими знаниями (анатомия, физиология, теория и методика физического воспитания и гигиена). Приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений, психогимнастики).

Работа с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, дыхательной системы). Проводим практические семинары, семейные соревнования, дни открытых дверей и др. мероприятия.

Организация здоровья сберегающего пространства:

  • Создание экологической и психологической комфортности образовательной сферы
  • Создание игровой и предметно – развивающей сферы
  • Обеспечение безопасности жизни детей
  • Обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания каждого организма.
  • Выставки специальной и детской литературы, плакаты, детские работы по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.

Система работы с детьми предполагает различные формы средства и методы формирования основ здорового образа жизни.

Основные формы: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

Использование:

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром - формируются представления детей о человеке как живом существе; его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни;

В воспитание культурно–гигиенических навыков – предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при чихании и кашле.

Занятие по изобразительной деятельности можно направить на реализацию продуктивной деятельности дошкольников. Способствующих выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, лепки.

На музыкальных занятиях у детей формируется представления о значимости для ЗОЖ развитие творческих возможностей человека.

Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуаций позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.

Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников является: дидактические и сюжетно–ролевые игры, худож. литература, продуктивная и предметно–практическая деятельность. В сюжетно–ролевых играх «больница», «семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений знаний для здоровья: проветривание помещений, его влажные уборки, стирка белья, ограничение времени просмотра телевизора. Использование закаливающих мероприятий, санитарно–гигиенических процедур, не лекарственных средств.

В процессе занятий и между ними используют физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышения тонуса (упражнения обновляются не реже 1-2 раза в месяц). В работу также включается массаж рук. Пальчиковый массаж также используется на занятиях, как и физкультминутки.

Наиболее эффективным в воспитании детей является физ. упражнения и физкультурные занятия. Особую ценность они приобретают для растущего организма, если проводятся на свежем воздухе. Игры и занятия на свежем воздухе во все времена года способствуют закаливания организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболевания.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится и утренняя гимнастика.

Вывод:

Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным- бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучаясь головными болями и бесконечным насморком.

Наша задача - учить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

Захарова Евгения Олеговна

"Детский сад" № 28


Комментариев нет