Использование сказки при развитии познавательных способностей дошкольников

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным.

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Одна из важнейших задач дошкольного образования развитие ума ребенка, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям в дальнейшем, и не только при обучении.

Практика показывает, что минимум трудностей испытывают при дальнейшем обучении не те дети, у которых хорошие показатели в усвоении величин, знаний цифр и их свойств. Это происходит по тому, что, сталкиваясь с новой задачей, проблемой ребенок теряется, не зная как применить свои знания в сложной ситуации.

Дошкольное детство – это радость, игра, это период первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В.А.Сухомлинский. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка – писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы – память, мышление, то есть умственная деятельность. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость от обучения. Когда учиться интересно – хочется учиться.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Анализ психолого – педагогических исследований

Поиском эффективных средств развития познавательных способностей детей, выявлением условий формирования познавательной деятельности в дошкольном детстве занимались многие исследователи (Л.А.Венгер, Е.А.Агаева, О.В.Суворова и другие).

Л.А.Венгер на основе своих исследований и работ А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова и других разработал концепцию развития способностей. Согласно этой теории развитие ребенка, его способностей во многом зависит от его действий в окружающем мире, умении ориентироваться в нем.

Познавательные способности проявляются в решении интеллектуальных задач, требующих нахождения верного ответа и тесно связаны с творческими способностями.

Л.С.Выготский в своих исследованиях доказал, что мышление и воображение тесно связаны между собой. Он писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни».

Обучение для маленького ребенка это труд, а труд основывается на чувстве долга. Но у детей 4 лет еще не сформировано чувство долга. Основной интерес у маленького ребенка – это игра. Игра это не просто ведущий вид деятельности маленького ребенка. Именно в ней формируются основные психологические процессы.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.

Велико значение игры в развитии мотивационной сферы ребенка. Обращая внимание на эту особенность, Д.Б.Эльконин писал: «Именно в игре происходит переход от мотивов непосредственного желания, к мотивам стоящих на грани сознательности. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, нет такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение игры для развития ребенка».

Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться чьим – то требованиям. Сама роль несет в себе определенные правила, задачу, которую выполняет ребенок.

Ценность игровой деятельности заключатся в том, что она влияет и на формирование детского коллектива. В игре ребенок раньше и легче выделяет социальную цель запомнить и припомнить (З.М.Истомина).

Основным средством формирования познавательных способностей, мы выбрали сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте.

В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

К.И.Чуковский, создавая свои сказки, говорил: «Все дети в возрасте от 2 до 5 верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального роста».

Сегодня сказка один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особое, с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

Что за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.

Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры.

Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев.

Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Она глубоко захватывает волю, чувства, воображение ребенка. В.Г.Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».

Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности.

Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, сравнительно – оценочная деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности.

Дошкольный возраст – это период активного становления художественного восприятия ребенка. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети разного возраста по - разному воспринимают сказку.

Так, например, в младшем возрасте восприятие сказки (ее понимание) напрямую зависит от личного опыта ребенка, который у него еще очень ограничен.

При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Но, так как сами представить это дети чаще всего не могут, то нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях.

Одной из особенностей детского восприятия является то, что ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его мотива.

В среднем возрасте расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события. Уже не обязательно использование иллюстраций к каждому повороту событий сказки, но они по прежнему несут положительную функцию.

В этом возрасте дети осмысленно воспринимают сюжет, устанавливают простые причинно – следственные связи. Характеризуя героя чаще всего, высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт.

Используя на занятиях и в повседневной деятельности сказку, сказочных героев, мы в полной мере используем все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, познавательные способности, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, так как все то, что образует творческий и мыслительный потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.

1.2. Психологические особенности детей четырехлетнего возраста

Строя свою работу мы старались учитывать психологические особенности четырехлетнего возраста.

Внимание – базовый психологический процесс, поэтому о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь. Известный психолог Н.Ф.Добрынин считал, что зачатки произвольного, активного внимания связаны с сознательно – познавательной целью, волевым усилием и возникает только к концу дошкольного возраста.

Вопрос о развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен отечественными психологами А.Н.Леонтьевым и Л.С.Выготским. Они выявили, что развитие внимания тесно связано с условиями жизни.

Исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других психологов показывают, что решающее значение для формирования внимания имеют условия жизни и деятельности ребенка.

В течение среднего дошкольного возраста внимание является непроизвольным, то есть возникает на основе интереса, заинтересованности и сохраняется, пока не пропадет интерес к предмету или явлению. Учитывая эту особенность детского восприятия, мы старались создать на занятиях атмосферу игры, где в интересной для ребенка обстановке, он решает поставленные задачи. Чем интереснее и ближе для ребенка проблема, тем дольше сохраняется внимание.

Внимание маленьких детей, редко возникает под влиянием какой – либо поставленной цели.

Ученые – психологи А.Н.Лентьев, Д.Б.Эльконин и другие доказали, что появлению произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Для того, чтобы ребенок учился активно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать в слух.

Объем внимания дошкольников не велик и сохраняется на привлекательных картинках обычно 12'' - 20''. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей. Болезненные дети и дети со слабой психикой чаще отвлекаются, чем здоровые.

Огромное значение в жизни и деятельности человека имеет память. Память – основа всего обучения. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой цели что – либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания.

Отечественные психологи А.А.Смирнов и П.И.Зинченко установили, что непроизвольное запоминание у детей может быть продуктивнее произвольнее. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. П.И.Зинченко подчеркивал, что «важно не само по себе внимание, а то, что делали дети с предметами». В своих опытах он установил, что качество непроизвольного запоминания зависит как от содержания материала (легче запоминается наглядное, близкое к жизненному опыту ребенка), так и от того, насколько активно ребенок действует с ним.

Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, интересно, то, что произвело впечатление. Память ребенка – это его интерес. И в этом как нельзя лучше помогла сказка, которая помогает поддерживать интерес ребенка к его деятельности на протяжении всего занятия.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. З.М.Истомина, изучая особенности произвольной памяти детей, установила, что ребенок осознает мнемические цели лишь тогда, когда сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания. Важен также мотив, побуждающий ребенка к деятельности. Лучшим мотивом является игровая деятельность, где цель запомнить и припомнить для ребенка имеет конкретный смысл. Учитывая эту особенность памяти, на занятиях и в повседневной деятельности мы создаем игровые ситуации со сказочными героями, в которых дети, сознательно помогая сказочным героям, стараются запомнить, а потом как можно точнее воспроизвести нужный материал.

Установлено, что уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть в процессе специально – организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка.

Обучение этим приемам требует сложной и последовательной деятельности.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Переход от раннего детства к дошкольному возрасту психологически обусловлен возникновением внутренней позиции. С ее возникновением у ребенка связан переход от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному.

Дж. Брунер отмечает, что «сначала ребенок знает свой мир, главным образом благодаря тем действиям, с помощью которых он с ним общается. Со временем мир представляется ему уже в образах свободных от действий. Постепенно формируется перевод действий и образов в языковое средство, что создает третью систему представлений». Если в раннем возрасте предмет имел огромное значение (отсюда вытекает неизбежность действенного практического мышления), то дошкольном символизм роли имеет под собой не действенную, а образную, предполагаемую основу. Поэтому мышление ребенка выступает как наглядно образное.

Н.Н.Поддьяков и Э.С.Комарова изучали переход от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному и пришли к выводу, что только на пятом году, с возникновением у ребенка ролевой игры, в которой имеют место распределение, контроль и оценка роли, появляется данный вид мышления.

Развитию всех познавательных процессов, на наш взгляд, способствуют развивающие игры. Поэтому мы отводим им большое место в своей работе.

II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

2.1. Педагогический анализ познавательных способностей

Для этого использовали игры и упражнения из сборника Л.Ф.Тихомировой «Развитие познавательных способностей».

Для выявления уровня сформированности внимания использовала игры «Найди одинаковое» и «Чем отличаются». В первом случае детям предлагается среди нескольких картинок выделить две одинаковые, сравнив все части предметов.

Во второй игре были предложены изображения двух человечков, состоящих из геометрических фигур.

Сравнивая их, дети должны выделить отличия не только в названии фигур, но и в их расположении.

Обработка результатов.

Низкий уровень – ребенок выделяет части предмета по наводящим вопросам, не замечает мелкие детали. Не объясняет выделенные им отличия или сходства, указывая на них молча. Не проявляет заинтересованности, самостоятельности.

Средний уровень – ребенок самостоятельно выделяет основные части предмета. Мелкие детали замечает с помощью наводящих вопросов. В речи отличия и сходства выражает односложно. Проявляет активность в поиске, самостоятельность.

Высокий уровень – самостоятельно выделяют крупные и мелкие детали предмета. Объясняют свое мнение, в речи пользуются полными предложениями, активно проявляют заинтересованность поисковой деятельностью.

Внимание:

низкий уровень – 3 человека – 13, 6 %;

средний уровень – 19 человек – 86, 4 %;

высокий уровень – 0 % (см. Приложение 2).

Для выявления уровня сформированности памяти использовали следующие игры.

Игра «Запомни и повтори» - направлена на оценку слуховой памяти. Детям предлагалось на слух запомнить и повторить 6 слов.

Игра «Что купили в магазине» - направлена на оценку зрительной памяти. Детям в течение 1 минуты предлагалось запомнить 6 картинок, затем их переворачивали, и дети должны были назвать их в любой последовательности.

Показатели уровня сформированности памяти (обработка результатов):

Низкий уровень – дети не проявляют усилий для запоминания и воспроизведения слов или картинок, из 6 запомнили 1 – 2 слова или картинки.

Средний уровень – дети стараются запомнить предложенные слова или картинки. При зрительном запоминании пользуются речью, группируют картинки. Из 6 предложенных запоминают 3 – 4 слова или картинки.

Высокий уровень – дети проявляют активность при запоминании, стараются высказать свое мнение о предложенных предметах. Из 6 предложенных слов или картинок запоминают 5 – 6.

Показатели сформированности слуховой памяти:

низкий уровень – 4 человека – 18,26 %;

средний уровень – 18 человек – 81,8 %;

высокий уровень – 0 % (см. Приложение 2).

Показатели сформированности зрительной памяти:

низкий уровень – 2 человека – 9,1 %;

средний уровень – 16 человек – 72,7 %;

высокий уровень – 4 человека - 18,2 % (см. Приложение 2).

Для выявления уровня сформированности мышления использовали игру «Четвертый лишний». Игра направлена на оценку операций анализа и обобщения. Детям предлагалось 4 предмета: яблоко, апельсин, свекла, лимон

заяц, волк, кошка, медведь.

Показатели сформированности мышления (обработка результатов):

Низкий уровень – дети не выделяют из четырех предметов лишний, относящийся к другой тематической группе.

Средний уровень – ребенок выделяет предмет, относящийся к другой тематической группе, не обосновывает свой выбор.

Высокий уровень – ребенок выделяет «лишний» предмет, объясняя свой выбор, в речи пользуется полным предложением.

Показатели сформированности мышления:

низкий уровень – 0 человек – 0 %;

средний уровень – 19 человек – 86,4 %;

высокий уровень – 4 человека - 13,6 % .

2.2. Цель и задачи

На основе проведенного анализа психолого-педагогических исследований мы построили систему работы по формированию познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Цель: используя сказку, способствовать развитию познавательных способностей, творческой активности, формировать умение логически мыслить, решать интеллектуальные задачи.

Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи:

- Разработать технологию развития познавательных способностей детей.

- Создать развивающую среду для развития познавательного интереса детей.

- Отследить эффективность использования сказки при развитии познавательных способностей детей.

Наметили задачи по работе с детьми:

Образовательные:

- Обучить детей необходимым знаниям по ФЭМП.

- Учить детей обосновывать свои действия и суждения.

Развивающие:

- Развивать основы логического мышления (умения сравнивать, доказывать, оперировать числами, свойствами и т.д.).

- Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к процессу обучения, используя сказку.

- Воспитывать интерес к развивающим играм и упражнениям.

Разработали перспективный план работы на год. Подобрали сказки, пословицы, составили конспекты игровых занятий с использованием знакомых сказок (см. Приложение).

Провели психолого-педагогический мониторинг развития познавательных способностей.

Анализируя результаты проведенной работы, мы сделали выводы.

У детей недостаточно развито внимание (многие дети часто отвлекаются, не видят и выделяют главное, быстро устают, отвлекаются). Это объясняется тем, что дети слабые, частоболеющие, подолгу не посещают детский сад. Они не привыкли к заданиям, требующим усидчивости, поэтому быстро теряют интерес даже к той игре, которая только что их интересовала.

Дети показали хорошие результаты в развитии памяти. Зрительная память у детей развита лучше, чем слуховая. Это объясняется тем, что наглядный материал запоминается лучше. С заданием лучше справились те дети, которые проявляли активность при запоминании и группировали картинки, произносили вслух их названия или высказывали вслух свое мнение.

При запоминании на слух не все дети смогли справиться с заданием.

Учитывая возрастные особенности развития памяти в среднем возрасте, дети могут запомнить часть материала на слух, но результат запоминания будет хуже чем, если дети будут действовать с предложенными картинками. Память в этом возрасте носит непроизвольный характер.

Дети показали неплохие результаты при развитии мышления. Выделяют предметы, не относящиеся к данной тематической группе, но не все могут объяснить свое мнение, у детей не развита доказательная речь. Над этим нам предстоит работать.

Кроме того, у детей слабо развита мелкая моторика, быстро устают пальчики, детям плохо даются задания со шнуровкой.

2.3. Этапы работы

Рис. 1. Формы организации жизнедеятельности детей.

Ознакомление детей с развивающими играми происходит по этапам:

1. Знакомство с игрой на занятии, или в специально организованной деятельности.

2. Внесение игры в центр математики и игры в свободной деятельности с незначительной помощью воспитателя.

3. Самостоятельная детская деятельность.

1 этап: Формирование общих представлений об игре, интереса к игровым действиям.

Задачи:

- Познакомить с игрой, ее названием, правилами, деталями.

- Учить выполнять игровые действия.

- Развивать основы логического мышления (восприятие, умение сравнивать, анализировать, преобразовывать и т.д.), памяти, речи, внимания.

- Формировать интерес к игре, желание преодолевать трудности, для достижения цели.

Методы и приемы:

Словесные:

- объяснение;

- педагогическая оценка;

- пояснение;

- напоминание;

Практические:

- показ;

- частичный показ;

- совместные действия;

- игровой;

- упражнения;

- моделирование.

2 этап Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятии.

Задачи:

- Закреплять знания, умения и навыки, необходимые для выполнения игровых действий.

- Развивать творческие способности.

- Продолжать формировать интерес к играм.

Методы и приемы:

Словесные:

- напоминание;

- пояснение;

- педагогическая оценка;

Практические:

- игровой;

- частичный показ;

- упражнения;

- совместные действия.

3 этап Самостоятельная деятельность.

Задачи:

- Упражнять детей в умении применять знания, умения и навыки, полученные на занятии в самостоятельной деятельности.

- Развивать самостоятельность при выборе игр, активность при выполнении игровых действий, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Методы и приемы:

Словесные:

- педагогическая оценка;

- пояснение (по мере необходимости);

Практические:

- частичный показ (по мере необходимости).

Чтобы сказка способствовала раскрепощению ребенка на занятии, чтобы он почувствовал радость от учебной деятельности, охотно преодолевал трудности вместе с любимы героем, необходимо, чтобы ребенок прожил, прочувствовал сказку, чтобы она была отражена во всех видах деятельности, чтобы ребенок жил в ней какое – то время.

Систему работы я хочу показать на примере сказки «Под грибом» В.Сутеева (сказка знакомая).

После чтения сказки, обсуждения героев, воспитатель показывает театр на фланелеграфе. На занятия по математике приходят знакомые герои, и дети с удовольствием включаются в решение поставленных задач.

Затем муравей и бабочка приносят в самостоятельной деятельности «Вьетнамскую игру» однотипную знакомой детям игре «Танграмм» и в увлекательной форме, строя для насекомых цветы, дети знакомятся с новой игрой.

Организуется проблемная ситуация:

Дождь кончился, решили звери вернуться в свои домики. А как узнаешь у кого какой домик? Дети по контуру рисуют 1 половину домика, и потом сами дорисовывают вторую половину, затем путем рассуждения устанавливают принадлежность домика: в моем домике будет жить бабочка, потому что он низкий, но широкий и т.д.

Зайчик приносит блоки Дьенеша. Он просит детей помочь ему сделать для друзей, которые спасли его от лисы, подарки. Дети самостоятельно придумывают, что можно сделать из геометрических фигур. Лиса просит, чтобы ее простили, и приносит листы из серии «Развиваем внимание» и предлагает поиграть.

Все игры вносимые героями сказки остаются в центре математики для дальнейших самостоятельных игр детей и проведения индивидуальной работы.

Параллельно работе с развивающими играми ведется работа со сказкой. Совместно с воспитателем и самостоятельно дети показывают театр на фланелеграфе по сказке (Читаем сказки «Под грибом» Ю.Щербининой.//Дошкольное воспитание № 9 – 2005).

Мы репетируем с детьми инсценировку одновременно со всеми детьми, чтобы каждый желающий мог заменить артиста, или организовать самостоятельный показ сказки.

Аналогично проводится работа и с другими сказками.

Усиливают эмоциональное восприятие сказок русские народные пословицы и поговорки. Они создают эмоциональный настрой, активизируют умственную деятельность ребенка, учат разным способам доказательств.

После обсуждения сказок мы знакомим детей с пословицей, которая помогает еще больше прочувствовать смысл сказанного.

Например, к сказке «Мужик и медведь» мы применили пословицу «По труду и плата», «Что заработаешь, то и ешь». К сказке «Пых» - «У страха глаза велики» и т.д. (см.Приложение 10).

Дети, даже 4 – 5 летнего возраста, понимают справедливость этих слов. В похожей ситуации они могут провести параллель между своим поступком и поступком героя.

В своей работе мы используем систему проблемно - игровых методов и приемов (см. Рис.2).

Привлечь ребенка к процессу мышления, то есть заставить их думать можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Такими являются проблемные ситуации – ситуации, с которых начинается процесс размышления. Невозможность разрешить проблему привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи, к поисковым действиям. В таких ситуациях мы способствовали тому, чтобы дети проговаривали свои действия, это способствует пониманию процесса решения, развития речи и внимания. В своей работе мы использовали книгу А.А.Смоленцевой и О.Е.Суворовой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». Так как книга рассчитана на более старший возраст, мы переработали задания для использования в нашей возрастной группе.

Рис. 1. Проблемно игровая технология образования детей.

Большое значение при формировании познавательных процессов мы отводим сюжетно – дидактическим играм и конструктивным.

В сюжетно – дидактической игре «Магазин» закрепляются счетные умения, ориентировка в пространстве, умение сравнивать и обобщать и многие другие задачи раздела «Первые шаги в математику».

Большой интерес вызывает у детей сюжетно – дидактическая игра «Цирк» . В ходе этой игры мы решаем все программные задачи не только по математике, но и по развитию речи, в непринужденной, веселой, игровой обстановке. Дети, не замечая обучающего эффекта, с готовностью включаются в решение поставленных задач, помогая артистам, постепенно и сами становятся артистами.

В ходе игры дети «покупают» билеты, это карточка, разделенная на 2 части. Справа количество синих кружков соответствует номеру ряда, слева количество красных кружков указывает на номер места. Получив билет, ребенок идет искать свое место. Это в непринужденной обстановке помогает детям освоить порядковый счет. Те дети, которые быстро справляются с заданием, помогают тем, кто затрудняется. В процессе этого дети общаются, учатся предлагать свою помощь, спрашивать номер ряда и места, дети могут исправить друг друга. В процессе представления воспитатель показывает выступления артистов цирка: клоунов, дрессированных медведей, собачек и других героев сказок. Все выступления носят математическое содержание. Например, дрессированные медведи ходят по дорожке заданной ширины; собачки лают столько раз, сколько заяц стукнул в барабан; кошки столько раз поклонятся, какую цифру им покажет петрушка.

В кассе, вместе с билетами дети получают конверт, в котором, лежат карточки с геометрическими фигурами от 1 до 6, 8 или 10,в зависимости от того, какое число проходили на занятии, чтобы дети могли проверить правильность выполненного задания артистами, показать самостоятельно выбранную карточку с ответом. Постепенно задания усложняются и звучат как задания для зрителей.

В этой игре, мы формируем у детей интерес к процессу обучения, приучаем детей думать, не дожидаясь ответа соседа, развивается внимание, мышление, память, речь.

После представления дети с удовольствием вспоминают наиболее понравившиеся задания, рассказывают, как выступали артисты, кто более понравился. Пробуют сами придумывать задания для артистов в самостоятельной деятельности.

Развитию познавательных способностей способствует разнообразие конструкторов в центре конструирования. Это конструкторы «Лего», «Кроха», «Квадро», деревянный строитель.

Игры с конструкторами развивают конструктивное мышление, внимание, умение анализировать образец. Учит преодолевать трудности, знакомят с новыми способами решения, формируют усидчивость, терпение.

Наибольшие трудности дети испытывают при работе с конструктором нового поколения «Квадро», делая из него постройки, надо четко представлять, что ты хочешь и что для этого надо сделать, какие детали брать, какие крепежи использовать. Для построек у нас есть альбом с фотографиями. Самостоятельно дети пока научились строить мебель: стулья, столы, диваны, кровати. Самолеты получаются пока плоскостные, а машины не сложные. Но у детей большой интерес к конструированию и мы уверены, что со временем дети сами научатся строить интересные постройки.

Для закрепления полученных знаний используем в центре математики интеллектуальные игры и дидактические игры с математическим содержанием (см Приложение 6), которые вносятся и меняются по мере необходимости.

Индивидуальная работа.

Не секрет, что дети одного возраста, при одинаковом обучении развиваются по разному, в силу своих индивидуальных особенностей. Поэтому в работе используем индивидуально – дифференцированный подход.

Развивающие игры позволяют осуществлять этот подход, не нарушая общего режима занятия, так как имеют разные уровни сложности.

Если более развитые дети, освоив начальный этап работы с игрой, то есть выделение свойств деталей, классификацию, научились вкладывать детали в рамочку, начинают проявлять интерес к выкладыванию картинок, мы предоставляем им такую возможность. Так как каждый набор игры снабжен набором картинок. С детьми, не освоившими первый этап, мы работаем, используя такие методы и приемы: показ, объяснение, совместные действия, поощрение, упражнения. Постепенно все дети овладевают игровыми действиями.

Есть в нашей группе дети с неустойчивым вниманием, не способные к продолжительным умственным нагрузкам. Они неусидчивые. Быстро забывают поставленную цель, не могут ответить на вопрос: «Почему?», «Как ты догадался?». Эти дети не любят настольные игры, воспринимают их как наказание.

В работе с такими детьми нам помогла сказка и ее герои. Трудно быть в стороне, когда вся группа стремиться помочь любимому герою, или играет с ними в интересные игры. Увлеченные интересным сюжетом, эти дети включались в работу, нетерпеливо ждали своей очереди, неуверенно предлагали свои способы решения ситуации, и самое главное доводили начатое дело до конца.

Есть у нас дети замкнутые, которые долгое время не желали идти на контакт со взрослыми и детьми, отказывались от совместных игр, долго не могли привыкнуть к группе. Но из бесед с родителями стало ясно, что дома они читают стихи, играют в сказки, в которые мы играли в группе, показывают сценки из праздников. Мы решили, что таким детям можно придумывать роли в инсценировках, не требующих слов. Например, в теремок пришла мышка с мышонком, лиса с лисенком. Когда дети привыкли быть в центре внимания, мы стали репетировать сказку «Под грибом» и главными героями в ней выбрали именно этих детей. Дети были так счастливы, что выступают как артисты. Мы уверены, что в дальнейшем они смогут принять участие и в выступлениях перед родителями.

2.7. Результаты работы

С целью выявления эффективности использования сказки при развитии познавательных способностей мы провели педагогический мониторинг, используя как и в начале года те же задания.

Оценивая уровень сформированности внимания, памяти и мышления Получили следующие результаты.

Уровень сформированности внимание:

низкий уровень – 0 человек – 0 %;

средний уровень – 18 человек – 81,8 %;

высокий уровень – 4 человека – 18,2 % (см. Приложение 2).

Уровень сформированности слуховой памяти:

низкий уровень – 1 человек – 4,6 %;

средний уровень – 19 человек – 86,3 %;

высокий уровень – 2 человека – 9.1 5 % (см. Приложение 2).

Уровень сформированности зрительной памяти:

низкий уровень – 0 человек – 0 %;

средний уровень – 17 человек – 77,3 %;

высокий уровень – 5 человека – 22,7 % (см. Приложение 2).

Уровень сформированности мышления:

низкий уровень – 0 человек – 0 %;

средний уровень – 14 человек – 63,6 %;

высокий уровень – 8 человека - 36,4 % (см. Приложение 2).

Анализируя уровень развития познавательных способностей на февраль месяц мы сделали вывод, что работа со сказкой дала положительные результаты. Оценивая уровень развития внимания, мы отметили, что дети стали более внимательные. При выявлении сходства и различия с образцом замечают не только крупные детали, но и мелкие 14 человек самостоятельно объясняют увиденное, 8 человек объясняют по наводящим вопросам. Если на начало учебного года детей с высоким уровнем развития не было, то на сегодня их 4 человека.

Возросло число детей, у которых зрительная память на высоком уровне, их стало 5 (было 4 человека), и на среднем уровне стало 17 человек (было 16), низкий уровень развития отсутствует. При запоминании дети активно пользуются речью, перечисляют картинки, закрывают глаза и представляют их, обсуждают, что забыли назвать. В итоге из 6 предложенных картинок запоминают от 4 до 6.

Уровень сформированности слуховой памяти несколько ниже. На низком уровне, в силу своих индивидуальных особенностей, остался 1 ребенок (было 5 человек). На высоком уровне 2 ребенка (было 0).

Анализ уровень сформированности мышления дал так же неплохие результаты. Если на начало года детей с высоким уровнем было 4 человека, то сейчас это количество возросло.

Выделяя группы предметов, объединяя их в одну тематическую группу, дети объясняют свое мнение. 8 человек (с высоким уровнем) пользуются при этом полными предложениями, остальные 14 человек объясняют свое мнение с помощью воспитателя. В этом направлении показателей низкого уровня нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая со сказкой в течение двух лет, мы пришли к выводу, что благодаря сказке, сказочным героям у детей возрос уровень развития, как познавательных способностей, так и личности ребенка в целом. Дети стали более самостоятельные, инициативные, общительные, активнее. Это наблюдается в различных видах деятельности.

Если на начало учебного года дети часто обращались за помощью к воспитателю, то сейчас говорят: «Я сам», «Я попробую», «У меня все получится».

Более уверенно дети используют материал центра конструирования для разнообразных игр. Из конструктора «Кроха» мастерят самолеты, роботов, динозавров, мебель из деревянного строителя, а также мосты, дома и объединяют в игре одним содержанием.

Из конструктора «Квадро» мастерят мебель для игр с куклами, начинают проявлять активность при постройке машин, замечают неточности при подборе деталей:

- Андрей прикрепил не такой крепеж, сверху будет кабина, приделать не куда.

- Ты не такую палочку взял, надо маленькую, чтобы колесо было близко к машине.

Дети активно помогают друг другу, обращаются за помощью.

Интерес к развивающим и дидактическим играм способствует тому, что дети всегда могут найти для себя интересное занятие.

Дети стали более внимательными к окружающему миру, к взрослым, друг к другу. Замечают и выделяют изменения, произошедшие в группе, уверенно обращаются с вопросами к взрослым, сами делятся впечатлениями, рассказывают о своих играх или случаях произошедших с ними дома. Обращают внимание друг друга, проявляют заботу.

В новый год, находясь под впечатлением праздника, дети сами смастерили елочку из деталей конструктора «Квадро», с воспитателем сделали из цветной бумаги и трубчатого конструктора украшения для нее, водили хороводы, пели песни, читали стихи. Праздник продолжался в группе еще несколько дней.

Таким образом, мы считаем, что сказка во многом способствует развитию познавательных способностей, формированию детского коллектива и развитию личности каждого ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Анцыферова А.А, Гербова В.В, Владимирова Т.В. Воспитание детей в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1982.

2. Готовимся к аттестации./Под редакцией С.Д.Ермолаева. СПб.: Детство – Пресс, 1999.

3. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду./Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. СПб.: Детство – Пресс, 2000.

4. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М.:Просвещение, 1992.

5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., С.А.Игумнов. Психическое развитие детей в норме и патологии. СПб., 2004.

6. Лебедев Ю.А. Сказка – как источник творчества детей. М.: Владос, 2001.

7. Математика от трех до семи.

8.Материалы и оборудование для детского сада./ Под ред. Т.Н.Дорониной, Н.А.Коротковой. М.: Элти – Кудиц, 2003.

9. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.:Просвещение, 1985.

10. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.:. Просвещение, 1975.

11.Носова Е.А, Непомнящая Р.Л. СПб.:Акцидент, 1997.

12.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – практический курс математики для дошкольника.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду./Отв. редактор М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 2004.

14. Программа «Радуга» и руководство для воспитателей средней группы детского сада./Сост. Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик, Л.Д.Гусарова и др. М.: Просвещение, 1994.

15. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. СПб.:Акцидент, 1998.

16. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Учебное пособие. /Под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999.

17. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль.: Академия развития, 1997.

18. Томашпольская И.Э. Развивающие игры для детей 2 – 8 лет. СПб.:СМАРТ, 1996.

Приложение

Дидактические игры с математическим содержанием

Средняя группа

1. На развитие счетных умений:

«Положи столько же»

Цель игр:

- закреплять умение соотносить число и количество, различать

геометрические фигуры, узнавать и называть цифры

Детям предлагается положить в сумочку столько

геометрических фигур, столько показывает цифра на сумочке.

2. На различие величин:

«Цветные пирамидки»

Цель:

- закреплять умение определять длину полоски, путем наложения полосок

друг на друга;

- закреплять понятие — длинный, еще длиннее, короткий, еще короче и т. д.

3. На различие геометрических фигур.

«Засели домик»

Цель:

- закреплять знание о таблице (понятие строка, столбец)

- закреплять знания свойств геометрических фигур;

- формировать зрительное восприятие, внимание;

- развивать мыслительные операции, речь.

- развивать внимание, мышление.

Лото «Мишки — близнецы»

Цель:

- научить ребенка устанавливать сходство и различие в изображении;

- способствовать развитию наблюдательности и внимания;

В ходе игры необходимо собрать пары медвежат, которые

делают одно и то же действие и нарисованы на фоне одного

цвета.

«Умные клеточки»

Цель:

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику

руки, фантазию, учить ориентироваться на листе в клетку.

«Веселый поезд»

Цель:

- закреплять знания сенсорных эталонов: формы, цвета;

- развивать речь, мышление, внимание, память;

- формировать творческую активность, фантазию, смекалку.

В этой игре можно решить огромное количество

программных задач, т.к. содержание игры, набор

предлагаемых карточек с картинками позволяет усложнить

данные правила и придумать свои.

«Подбери узор»

Цель:

- способствовать развитию восприятия, зрительного внимания, закреплять

знания геометрических фигур, цвета, цветовых оттенков

«Умники и умницы»

Цель:

- развитие мышления, умения устанавливать сходство и различие в

изображениях, наблюдательность;

- развитие познавательных процессов: внимание, восприятие, памяти, речи.

Игра состоит из карточек, на которых задания на развитие всех

познавательных процессов.

«Глаз-алмаз»

Цель:

- закреплять у детей счетные умения сравнивать 2 группы предметов,

выделяя сходство и различие;

— развивать внимание, зрительную память, речь.

«Сказки о животных»

Цель:

-научить описывать животных, их характер;

-закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху,

внизу и т.д.)

-закреплять понятие величины;

- развивать внимание, память, речь, умение пересказывать.

Средняя группа

ПОСЛОВИЦЫ

У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Как потрудишься, так и поешь.

Что посеешь, тои пожнешь.

Вранье не ведет в добро.

В ком правды нет, в том добра мало.

В тесноте, да не в обиде.

В согласии жить — никто не одолеет.

Умелые руки не знают скуки.

У ленивого и крыша течет, и печь печет.

Как аукнется, так и откликнется.

Для друга ничего не жалко.

По труду и плата.

Что заработал, то и ешь.

Авторские игры, используемые в работе:

1.В. В. Воскобовича.

«Чудо-крестик»

«Прозрачная цифра»

«Прозрачные льдинки»

« 4-х цветный квадрат»

«Геоконт»

«Чудо-коврик»

2. Блоки Дьенеша.

3. Игры Никитиных:

«Сложи квадрат»

«Сложи узор»


Комментариев нет