Обеспечение психологической безопасности детей в процессе взаимодействия «ребенок-родитель-педагог»

Ковач Валентина Ивановна, педагог-психолог МБДОУ Новоуколовский детский сад

В процессе взаимодействия системы «ребенок-родитель-педагог» семья играет значительную роль в формировании личности человека.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях.Задача детского сада помочь им овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений.

Современный детский сад активно взаимодействует с семьей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современный детский сад много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным, интересным и партнерским. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. В работе с родителями используем такие формы работы как круглый стол, мастер-класс, тренинги и др., которые дают возможность сформировать интерес к вопросам воспитания, вызывают желание сотрудничать, расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания.

Специалисты в области детской психологии и педагогики знают, что проблемы детей почти всегда являются отражением проблем взрослых, и для достижения высокой результативности работы с детьми большое значение имеет работа с их родителями. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают взаимосвязь между типом семейных взаимоотношений и характером личностных отклонений у ребенка. Однако вовлечение родителей в разрешение детских психологических проблем сопровождается рядом трудностей. Педагоги часто сталкиваются с неуверенностью родителей, нежеланием идти на контакт, боязнью показать свою некомпетентность в вопросах воспитания, а часто, просто непониманием необходимости такой работы. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей и то, что и педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Несмотря на огромный выбор литературы по вопросам развития и воспитания детей современные родители плохо осведомлены в вопросах возрастных особенностей детей и их психологических потребностей.

При выраженной ориентации на образование, умственное развитие ребенка родители часто не удовлетворяют его насущные психологические потребности: в безопасности, принятии, любви, общении. Беседы с родителями показывают, как мало они знают об интересах, предпочтениях, тревогах и страхах своего ребенка. Несмотря на понимание эмоционального состояния своего ребенка, матери часто не считают нужным учитывать его, в частности не снижают своих требований, когда у ребенка плохое настроение, он устал и т.п.

Установление партнерских и доверительных отношений с родителями ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность коллектива ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества.

На уровень полноценного взаимоотношения ребенка с родителями влияют многие факторы, среди которых одну из первых ролей играет умение родителей понять своего ребенка, в трудных для него ситуациях оказать ему помощь, поддержать его. Ребенок должен знать, что родители любят и принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы помочь в трудных ситуациях.

Психологическая поддержка - один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми, выраженный знак внимания со стороны окружающих людей, которые должны отмечать позитивные стороны и преимущества ребенка, для того, чтобы повысить и укрепить его самооценку; помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок; поддерживает ребенка при неудачах. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Взрослые, помогая ребенку, должны видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого они должны знать, какие силы в семье, детском саду, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию (завышенные требования родителей, соперничество братьев и сестер, чрезмерные амбиции ребенка).

Частым для родителей способом поддержки ребенка является чрезмерная опека, которая создает зависимость ребенка от взрослого, так же навязывание нереальных стандартов и стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Истинная поддержка ребенка взрослыми должна основываться на выделении его способностей и возможностей, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать знание таких вещей, как тон, жесты и т.п.

Полезными могут оказаться высказывания:

- мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим;

- даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком;

- все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера взрослого человека в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог - что ребенок нужный и уважаемый член группы.

Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

- забыть о прошлых неудачах ребенка;

- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- позволить ребенку начать с начала, повторяя то, что взрослые верят в него, в его способности и успех;

- помнить о предыдущих удачах и вспоминать их, а не ошибки.

Очень важно создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку. Можно выбрать те задания, с которыми ребёнок способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех группе сверстников и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах.

Список литературы

1. Воробьева Е.Н., Колесников В.Н., Мерк В.Т. Программа родительских тренингов «Невероятные годы» // Психолог в детском саду. 2008. № 3. С. 42-63.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., «МАСС МЕДИА», 1995. – 240 с.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

4. Мириманова М.С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. - М.: Экон-информ, 2012. — 51 с

5. http://5ka.biz текст реферата Психологическая поддержка ребенка


Комментариев нет