СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области»

СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Тема:«Я - воспитатель»

Подготовила: воспитатель, Трунова Ольга Александровна Шебекино 2014 г.

ЦЕЛЬ – способствовать формированию в коллективе доверительных взаимоотношений.

ЗАДАЧИ:

1) знакомство с собой и своими личностными особенностями, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания;

2) осмысление своих личных интересов, ценностей;

3) нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.

4)формирование у педагогов умения чувствовать друг друга, понимать друг друга без слов и мимики;

ХОД СЕМИНАРА:

1.Приветствие «Поймай взгляд»

Все сидят или стоят в круге, опустив голову и закрыв глаза. На счет три все смотрят либо на того, кто сидит справа, либо на человека слева, либо прямо напротив. Если они встречаются глазами, подмигивают друг другу, говорят "привет", и выходят из круга. Это повторяется до тех пор, пока все не выйдут из круга.

2.Вступительное слово.

Психолог читает стихотворение:

« Я воспитатель»

Ребёнок - это маленький росток,

Который холим, любим и лелеем;

Ребёнок - это маленький цветок,

Мы всей душой его согреем,

Мы позаботимся о том,

Чтоб мир открыть ему прекрасный,

Чтоб лучик солнца рядом с ним

Светился добротой и счастьем.

Пусть напоит добром любви

Цветочек нежный дождь-проказник;

Расти, цветочек наш, расти

И превратись в цветок прекрасный!

Кто такой воспитатель?

Воспитатель – это человек, который в душе всегда остается ребенком. Иначе дети не примут, не пустят его в свой мир. Это человек, который должен суметь почувствовать своих детей, разобраться в их чувствах и желаниях, который должен успеть дать очень многое детям. Человек, который всегда с любовью и пониманием отнесется к каждому ребенку.

Таким образом можно сказать, что воспитатель – это и педагог, и психолог, и хороший артист.

И хотя быть воспитателем очень не просто, но нужно отметить, что ваша профессия очень интересная нужная и важная в нашем мире.

И самое главное в профессии воспитателя - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. И только тогда вы сможете рассчитывать на какой – то результат, получив любовь, теплоту, доверие и понимание со стороны детей.

- А сейчас я вам предлагаю выполнить несколько интересных упражнений, которые помогут вам лучше узнать друг друга и немножко расслабиться.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Упражнение « Радость общения с ребенком».

Закончите фразы:

• мне нравится общаться с детьми, потому что...

• длительное общение с детьми меня раздражает, потому что...

Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и

способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение «Три цвета личности».

Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Психолог объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый – «как все»; синий – «как некоторые», розовый – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы.

На листочке «как некоторые» – качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т.д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы.

Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.

После заполнения листочков всеми участниками психолог просит всех взять в руки тот, на котором записаны черты «как все». Задача участников – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснив, действительно ли они обладают такой же особенностью. На общение дается 2–3 минуты, затем организуется общее обсуждение.

Таким же способом ведущий просит обсудить содержание листочков «как некоторые».

Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными

особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой.

Если условия не выполнены, нужно написать другое качество и также подвергнуть его проверке.

С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе.

Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.

Упражнение проходит довольно лирично и искренне. Оно позволяет участникам увидеть себя как некоторое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность

Упражнение «Я учусь у тебя…»

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч прежде всего подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение « Возвращение в свое детство».

Сядьте удобно, закройте глаза, припомните какой-либо момент своего общения со взрослым (воспитателем) в детском возрасте, проанализируйте свои ощущения (с позиции себя - ребенка и с позиции себя - воспитателя). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?

Упражнение «Дошкольник в эпитетах».

Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое). Эпитеты не должны повторяться.

Упражнение «Активное слушание детей».

В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации

личности педагога в процессе общения с дошкольником. Представьте себе,

что вы в возрасте от 3 до 7 лет. У вас возникла проблема, что вы чувствуете в

этот момент.

• Ребенку сделали укол, он плачет: "Доктор плохой!"

• Старший сын - маме: "Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь, что она маленькая, а меня никогда не жалеешь".

• Ребенок роняет чашку, та разбивается: "Ой, моя чашка!"

• Мама укладывает дочку спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.

• Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: "Он отнял мою машину!"

Психолог предлагает педагогам ответить на вопросы теста «Какой я воспитатель?».

ТЕСТ "КАКОЙ Я ВОСПИТАТЕЛЬ?"

Психолог предлагает педагогам ответить на вопросы теста, и узнать кто из них какой воспитатель:

На вопросы отвечают так: да, скорее да, скорее нет, нет.

1. Довольна ли я собой?

2. Способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость,

принимая позицию другого?

3. Как я переношу критику, необходимую для моего профессионального

роста?

4. Какой мои воспитанники видят меня? Могу ли я взглянуть на себя их

глазами?

5. Интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела и

обязанности?

6. Ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять

характер занятий и заданий, если не вижу у детей ожидаемых результатов и

реакций?

7. Пробуждает ли мой стиль воспитания интерес к обучению у

дошкольников?

8. Знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем

интересуются?

9. Считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их

неспособности?

Поставьте в 1-м и 10-м вопросах за ответы: да - 0, скорее да - 3, скорее нет -7, нет - 10 очков. В остальных случаях наоборот: да - 10, скорее да - 7, скорее нет - 3, нет - 0. Подсчитайте сумму.

100-75 очков. Вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, считаете себя способной изменяться, работать над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью ребенка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным.

75 - 55 очков. Такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребенка, стремление изменяться, развиты у вас чуть ниже желаемого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять проблемы профессионального роста и решать их.

Ниже 55 очков. Вы многое не совсем верно понимаете в профессиональном труде воспитателя. Следует задуматься, проанализировать работу, ее результаты, вашу удовлетворенность ею.

Рекомендации для воспитателей.

Психолог зачитывает буклет с рекомендациями для воспитателей.

Воспитывая детей, стремитесь:

- Любить ребенка таким, каков он есть.

- Уважать в каждом ребенке личность.

-Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

- Кричать и наказывать детей.

- Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

- Приходить к детям с плохим настроением.

- Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

- Оставлять детей одних.

- Унижать ребенка.

Помните:

- "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

- Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

- Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

- Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

- Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

- Не скупитесь на похвалу.

- Не создавайте конфликтных ситуаций.

- Следите за внешностью и поведением.

- Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

В конце семинара всем раздаются буклеты.

Рефлексия. Эмоциональная оценка: понравилось, не понравилось, было хорошо или плохо – почему это важно, зачем мы это делаем.

Ритуал прощания. «Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.


Комментариев нет