Тематическое планирование кружка «Белая ладья»

​Материал предоставлен воспитателем высшей категории МАДОУ детский сад № 66 "Теремок" г. Белгорода.

Босенко Александрой Александровной

.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество занятий

1 год обучения

1.

История возникновения шахматной игры

1

2

Шахматная доска

- понятие «шахматное поле»;

- игра «Найди черное (белое) поле»;

- игра «Пройди по дорожке из белого (черного) кирпича».

1

3.

Шахматная нотация

- понятие «шахматный алфавит»;

- название шахматных полей и линий доски (вертикаль, горизонталь, диагональ);

- игра «Живой алфавит»;

- игра «Назови букву алфавита»;

- игра «Найди домик шахматной фигуры»;

Игра «Почтальон».

5-6

4.

Обобщающее занятие

- выявление и закрепление знаний о шахматной доске;

- игра «Собери шахматный алфавит из разрезанных букв»;

Игра «Найди шахматное поле».

1

5.

Творческое занятие

- аппликация из бумаги «Шахматная доска».

1

6.

Шахматные фигуры

- название, внешний вид, отличительные особенности шахматных фигур;

- игра «Волшебная шкатулка»;

- игра «Назови фигуру»;

- игра «Определи фигуру на ощупь»;

- игра «Найди фигуру среди других».

3

7.

Начальная позиция

- расстановка фигур в начальной позиции;

- игра «Где стоит фигура»;

- игра «Заполни пропуски»;

- игра «Путаница».

4-5

8.

«Король»

- при знакомстве с каждой фигурой дети должны запомнить ее место в начальной позиции, особенности хода и взятие фигур противника. Ознакомление с каждой фигурой завершается творческим занятием – лепкой фигуры из глины (пластилина) или рисованием.

3

9.

«Ладья»

3

10.

«Слон»

3

11.

«Ферзь»

3

12.

«Конь»

3

13.

«Пешка»

- при знакомстве с пешкой надо обратить внимание на особенности ее первого хода, на превращение в другую фигуру, взятие на проходе и др.

4

14.

Закрепление и обобщение материала

5-6

15.

Игра-соревнование «Шахматные фигуры»

Цель: выявить уровень знаний и умений детей. В игровой форме закрепить знания детей по темам «Шахматная доска» и «начальная позиция».

1

Всего:

2 год обучения

1.

Шахматные фигуры

- повторение названий шахматных фигур, особенностей их хода и взятия фигур противника;

- игра «Что изменилось?»;

- игра «Покажи ход фигуры»;

- игра «Найди кратчайший путь фигуры до цели».

4

2.

Простые задачи

- обучение решению простых шахматных задач;

- разыгрывание мини-партий с одной или двумя фигурами: король против короля, ладья и слон против двух ладей и т.д.

5-6

3.

Творческое занятие

Рисование на тему: «Шахматные фигуры».

1

4.

Сложные задачи

- обучение решению сложных задач: ладья ,слон и конь против ферзя и коня; две ладьи и слон против коня и двух ладей и т.д.;

- обучение умению видеть опасность со стороны противника;

- разыгрывание мини-партий с несколькими шахматными фигурами.

6-7

5.

«Шах»

- понятие «шах»;

- обучение защите от шаха, умению ставить «шах» королю противника.

2

6.

«Мат»

- обучение умению ставить мат в один ход разными фигурами.

3-4

7.

Обобщающее занятие

- закрепление знаний по темам «Шах» и «Мат».

1

8.

«Ничья» и «Пат»

- познакомить с понятиями «ничья» и «пат».

2

9.

Творческое занятие

- изготовление шахматной доски и фигур из бросового и природного материала.

1

10.

Ловушки в шахматной игре

- учить видеть опасность со стороны фигур противника.

2

11.

«Ценность» фигур

- дать представление о значимости шахматных фигур.

2

12.

Игра-соревнование «Я знаю шахматы»

1

13.

Итоговая диагностика

Всего:

3 год обучения

1.

Решение простых и сложных шахматных задач

- закрепление умения видеть угрозу своим фигурам со стороны фигур противника;

- разыгрывание мини-партий.

10

2.

«Шах»

- закрепление умения ставить шах королю противника;

- ознакомление со способами защиты от шаха.

2

3.

4.

«Мат»

«Ничья» и «Пат»

- закрепление умения ставить мат королю противника в один ход.

- закрепление знаний об основных отличиях понятий «ничья» и «пат».

2-3

2

5.

«Ценность» фигур

- формировать умение жертвовать более слабой фигурой.

1

6.

Творческое занятие

- изготовление шахматной доски (фланелеграфа) и набора фигур для нее.

3

7.

«Шахматная партия»

- познакомить с понятием «шахматная партия»

1

8.

Особенности первого хода

- варианты первого хода

3

9.

Простейший мат

- учить ставить простейшие маты: «детский» и «дурацкий».

1

10.

Разыгрывание шахматных партий

-

10

11.

Занятие-соревнование «Клад черного короля»

-

1

12.

Итоговая диагностика

-

Всего:

Методическое обеспечение

1.И. Г. Сухин. Удивительные приключения в шахматной стране. М.: Поматур, 200. – 176 с.

2.Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы. Издательство «Просвещение», Москва, 1991г., 158 с.


Комментариев нет