ЗОЖ в условиях дошкольной организации

0
2101

Известно, что здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального экономического развития любой страны.Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее — наши дети. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Современные ученые констатируют, что проблема сохранения и укрепления здоровья не теряет своей актуальности, а наоборот, становится более значимой, так как поколение наших детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция растёт. Поэтому очень важно особое внимание уделять укреплению здоровья и развитию физических качеств, формированию основ здорового образа жизни, согласно ФГОС ДО.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив кадровый и информационный потенциал при введении ФГОС ДО в образовательный процесс, коллектив детского сада, встал на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, повышения уровня их здоровья. Но не только детей, но и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

Изменилась роль педагогов. Мы должны не только обучить детей основным видам двигательных навыков, давать качественные знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. Правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Итак, состояние здоровья детей, в целом, становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, как одно из основных составляющих культуры здорового образа жизни. Понимая значимость данной проблемы, мы начали работу в данном направлении, осознавая, что отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированной в его сознании понятия «здоровой образ жизни». Для этого определили, что для каждой возрастной группы ставятся свои задачи и формы организации здоровьесберегающей работы.

В младших группах:

  • ​это правила выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнёра, контролировать и координировать движения),
  • выполнение гигиенических процедур;
  • знакомство с полезными продуктами питания.
Рекламное сообщение     

В старших и подготовительных группах

  • ​это формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности, знакомство с профилактикой заболеваний, самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха;
  • развитие настойчивости, целеустремлённости в уходе за своим телом, при помощи физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • знакомство с культурой еды, правилами поведения за столом;
  • знакомство с правилами первой помощи при травме;
  • знакомство с активным отдыхом;
  • развитие привычки к занятиям физической культурой и выполнение утренней зарядки;
  • привить соблюдение гигиенических правил.

Данные задачи позволили дифференцированно подходить к организации работы в данном направлении.

Для формирования здорового образа жизни, полноценного физического развития в детском саду создали все необходимые условия:

  • ​·Спортивный зал, оборудован «Дорожками здоровья», «Шведской стенкой», «Спортивный комплекс»;
  • ·современный инвентарь для спортивных и подвижных игр;
  • ·нестандартное физкультурное оборудование для ОРУ, ориентиры;
  • ·великолепная спортивная площадка на улице, с зеленым газоном;
  • ·оборудованы спортивные уголки для самостоятельной двигательной активности в каждой возрастной группе, согласно ФГОС ДОО;
  • ·имеются пуговичные дорожки, дорожки «Здоровья» для закаливания;
  • ·в группах имеется наглядный материал по темам «Первая помощь при травме», «Здоровый образ жизни», «Продукты здорового питания», «Вредные привычки – что это?».

Выстраивая работу с детьми, мы старались максимально задействовать различные физические качества, в процессе обучения, используя разнообразные формы игрового и соревновательного характера, это нравится детям. Но одним из основных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является работа с родителями воспитанников. Ведь проблема воспитания, формирования основ ЗОЖ могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями и педагогами. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьей, если в детском саду не создано детско—взрослое сообщество дети — родители — педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. С первых дней знакомства с родителями, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в детском саду, обращая внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Наша задача донести до родителей, насколько важно осознавать тот факт, что только они взрослые и близкие детям люди, смогут заложить фундамент полноценного отношение к своему здоровью, что они, родители, являются примером для подражания своих детей. В связи с этим к данной работе мы привлекали семьи воспитанников. Совместно с родителями были проведены мероприятия такие как «День здоровья», «Олимпийские игры». Но не только родители являлись участниками спортивных праздников нашего детского сада, к этой работе привлекали и молодое поколение студентов ВГИ (филиала) ВолГУ в г. Волжском. Ребята, вместе с воспитанниками детского сада, проводили «Летние игры», «Осенний марафон» тематический праздник «Азбука здорового питания». Они с радостью принимали участие в различных мероприятиях, проводимых в детском саду, связанных с ЗОЖ.

Следует отметить: формы организации работы с родителями по пропаганде ЗОЖ в детском саду.

Наглядные: информационные странички, консультации, рекомендации, плакаты, выпуск буклетов для родителей по пропаганде ЗОЖ.

Практические: совместные праздники и развлечения. Эта форма работы с родителями заслуживает особого внимания.

  • ​«День здоровья» для детей подготовительной группы. Во время праздничного мероприятия, роли исполняли родители воспитанников. Праздник проходил целый день, доставил много радости и удовольствия, во время мероприятия, присутствующие играли, проводили викторины, конкурсы по теме ЗОЖ.
  • «Спортивный праздник «День защиты детей», совместно со студентами ВГИ (филиал) ВолГУ, запомнился многообразием эстафет, конкурсов, разнообразием подвижных игр.
  • «Областной Константиновский фестиваль» (участие детей и родителей в конкурсах и эстафетах);
  • «Олимпийские надежды» (спортивный праздник для детей и родителей);
  • «Кросс нации»;
  • Спортивный праздник «Детский сад «Гулливер — территория здоровья» (в рамках сетевого взаимодействия между детскими садами № 105,111,113).

Благодаря системной работе, сотрудничеству с родителями, с социальными партнёрами повысился интерес к проблеме воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и их родителей. Взрослые стали больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки. Опыт, приобретённый детьми и родителями в данном направлении, позволил выработать разумное отношение к своему организму, соблюдению санитарно-гигиенических навыков, ЗОЖ. Родители стали активными участниками спортивных мероприятий детского сада.

Литература:

1.Галанов А.С. Физкультура – это радость – спортивные игры с нестандартным оборудованием. М-Сфера, 2004-26с.

2.Ефименко Н.Н.Театр физического развития и оздоровления. М-Сфера,2007-123с.

3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М-«Просвещение», 2004-122с.

4.Моргунова О.Н. Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ. М-«Сфера»,2007-143 с.

Синицына Татьяна Владимировна, инструктор по физическому воспитанию
Изворяну Юлия Евгеньевна, старший воспитатель
Томчук Римма Петровна, воспитатель МДОУ д\с № 113 «Гулливер»
​г
. Волжский, Волгоградская область

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь