Картотека «Игр и упражнений по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста».

Картотека «Игр и упражнений по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного

возраста».

Введение

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

Морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления

скрытых талантов и потенций.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку».

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей — к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. (Л. С. Выготский.)

Артикуляционная гимнастика.

• Насос

Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука С. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная)

Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук С (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса, губы в улыбке.

• Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёба, делая движения языком вперёд – назад.

Методические указания. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить. Чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубиков, когда продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

• Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными А, Ы, О, У.

Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение языка 4 - 6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

• Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку) .

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить к нёбу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

• Барабанщики

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнеся звук Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук Д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.

• Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Пальчиковые игры.

• Пальчик

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми.

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

• Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

(движения пальцев – вместе, врозь) .

Дружно дают под землёй корешки

(ладони опущены вниз, прижаты

друг к другу тыльной стороной.

пальцы разведены) .

• Пять воробьёв

Пять воробьёв на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели. Пока не сморила усталость,

Один улетел, их четыре осталось.

Сидели вчетвером и немного скучали,

Один улетел, И их трое осталось.

Сидели втроём и немного скучали.

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и немного скучали.

Один улетел, и один лишь остался.

Сидел он один, и совсем заскучал.

И он улетел. А сколько ж осталось?

• Человечки

Побежали вдоль реки дети наперегонки.

(Движения указательного и среднего

пальцев обеих рук по поверхности стола от себя) .

• Замок

На двери висит замок.

(Пальцы обеих рук соединены в замок) .

Кто открыть его бы мог?

(Руки, соединённые в замок, тянутся в разные стороны) .

Потянули, покрутили, постучали.

(Движения сцепленными пальцами от себя, к себе,

основания ладоней стучат друг о друга). И открыли,

(Пальцы расцепляются) .

Домик

• Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем все пальцы по одному из кулака) .

Вышли пальчики гулять

(Разжимаем все пальцы вместе) .

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем по очереди пальцы в кулак) .

В домик спрятались опять.

(Сжимаем все пальцы вместе) .

Инсценированные. Стихи

• Козлёнок

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу,

Рано утром в сад зелёный

Я козлёнка отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

• Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

• Самолёт

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

• Слон

Спать пора, уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

• Зайка

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

• Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

• Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

• Мячик

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч,

Мы поедем за водой,

И достанем мячик твой.

• Флажок

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажёг.

Потешки

• Топотушки

Топ-топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ёжик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет пёсик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха на песке.

Топ-топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки. И хвосты!

Что стоишь? Пляши и ты!

• Лошадка

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок.

Я лошадка – серый бок!

• Коровушка

Ты, коровушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернёшься вечерком,

Нас напоишь молочком.

• Пастушок

Ой, ду -ду, ду-ду, ду-ду

Потерял пастух дуду

А я дудочку нашла

Пастушку и отдала.

-На-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там Бурёнка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,

Малых деток кормить.

• Ножки

Нарядились ножки

В новые сапожки.

Вы шагайте ножки

Прямо по дорожке.

Вы шагайте-топайте,

По лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

• Цыплятки

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки!

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

Риторические игры на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов.

• Ма-ма-ма – дома я сижу сама.

Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль.

• Лу-лу-лу – все столы стоят в углу.

• Ул-ул-ул – у меня сломался стул.

• Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

• Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло.

• Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

• За-за-за – уходи домой, коза.

• Же-же-же – дождь прошёл у (же) .

• Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

• Песенка жука

Жу-жу-жу – я на ветке сижу,

Букву –Ж – всё твержу.

Я жук, я жук, я тут живу,

Жужжу, жужжу, лежу, гляжу,

Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж.

• Жа-жа-жа – есть иголки у е… (жа)

Жи-жи-жи – здесь живут е… (жи) .

• Ба-ба-ба – из окна видна тру… (ба) .

• Бы-бы-бы – на дворе стоят стол… (бы) .

• Га-га-га –как гудят прово… (да) .

• Жу-жу-жу – молоко дадим е… (жу) .

• Ма-ма-ма – дома я сижу сама.

Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль.

• Лу-лу-лу – все столы стоят в углу.

• Ул-ул-ул – у меня сломался стул.

• Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

• Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло.

• Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

• За-за-за – уходи домой, коза.

• Же-же-же – дождь прошёл у (же) .

• Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

• Песенка жука

Жу-жу-жу – я на ветке сижу,

Букву –Ж – всё твержу.

Я жук, я жук, я тут живу,

Жужжу, жужжу, лежу, гляжу,

Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж.

• Жа-жа-жа – есть иголки у е… (жа)

Жи-жи-жи – здесь живут е… (жи) .

• Ба-ба-ба – из окна видна тру… (ба) .

• Бы-бы-бы – на дворе стоят стол… (бы) .

• Га-га-га –как гудят прово… (да) .

• Жу-жу-жу – молоко дадим е… (жу) .

Словесные игры

Доскажи словечко.

• Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот быстрых ножек?

Это наш колючий … (ёжик) .

• Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку) .

• Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой;

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла … (зима) .

• Всей семьёй идут гулять

• Ночью вдоль дорожек

• Ёж – отец, ежиха – мать.

• И ребёнок … (ёжик) .

• Никак не согласится

Она лежать без толку,

Кто знает мастерицу-

Колючую … (иголку) .

• Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

• Он большой,

Как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его … (арбуз) .

• Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит) .

• Михаил играл в футбол,

И забил в ворота в … (гол) .

У вратаря большой улов,

Поймал он в сетку

Пять … (голов) .

• Я в любую непогоду

• Уважаю очень воду.

• Я от грязи берегусь –

• Чистоплотный серый … (гусь) .

• Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить –

Землю с неба

Хочешь сшить?

Не ответишь, подождём,

Отгадаешь

Под … (дождём) .

Театрально – игровые упражнения «Расскажи стихи руками».

• Каравай

Мы играли в «каравай»,

Кого любишь, выбирай.

Каравай был невысок,

Третий был ему годок.

И играть он не умел,

На пол сел и заревел.

• Корова

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет.

• Кошка

Мы купили кошке

К празднику серёжки.

Причесали ей усы,

Сшили классные трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

• Слонёнок.

Слонёнок удивил ребят,

Слонёнок встал на самокат,

Немножко покатался,

И самокат сломался.

Упражнения на развитие пантомимики.

*Баран

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

Баран букварь купил себе,

Он изучал его.

Однако, кроме буквы – Б –

Не знает ничего.

• Гусь

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По – гусиному шипела.

Ёжик

• Ёжик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И сказал еноту ёж:

- Ты мне спинку не потрёшь?

• Щенок

Гулял по улице щенок,

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял в метель и солнцепёк,

И под дождём гулял и мок.

И даже шёл снежок,

Гулял по улице щенок.

Гулял в жару, в мороз,

И в сырость.

Гулял, гулял, гулял,

И вырос.

Творческое задание на выразительность жеста

• Как едет паровоз (круговые вращения руками с продвижением вперёд)

• Как птичка клюёт зёрнышки;

• Как играют на барабане (соответствующие движения пальцами рук) ;

• Как кружатся снежинки (круговые вращательные движения вокруг себя с раскинутыми руками) ;

• Как стучат молоточком;

• Как зайчик шевелит ушками;

• Как играют на дудочке.

• Как вы вырастите большими (движения рук, вытянутых вверх) .

Упражнения на выразительность движений

• Счёт по парам

Первые – смелые,

Вторые – золотые,

Третьи – умелые,

Четвёртые – простые.

Пятые – лохматые,

Шестые – полосатые,

Седьмые – смешные,

Восьмые – озорные.

Девятые – усатые,

Десятые – носатые.

• Детский сад

Я люблю свой детский сад,

В нём полным – полно ребят.

Раз, два, три, четыре, пять,

Жаль, что всех не сосчитать,

Может сто их, может двести.

Хорошо, когда все вместе.

• Часы

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут.

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе.

Но часы стоят на месте…

• Мишка

Слышит мишка края уха,

Как жужжит над ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

Но понять не может мишка,

Отчего над ухом шишка…

• Шишка

Уронила белка шишку.

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк,

Чуть не сбил медведя с ног.

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы обнаглели!

Нападают на меня! »

• Велосипед

Велосипед меня понёс.

Понёс куда – то под откос.

Он там остался без колёс,

И дальше я его понёс.

Ритмопластика

Ритмопластика – это игры, создающие игры, создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей.

• Котята отдыхают – создание конкретного образа отдыхающих котят – расслабление всего тела.

• Полетели птички – движения, имитирующие взмахивания крыльев при полёте птиц.

• Как ходят медведи – образ шагающего тяжёлыми шагами медведя.

• Как скачет лошадка – создание конкретного образа скачущей лошадки.

• Идёт лисичка – образ двигающейся хитрой лисички, виляющей хвостом.

• Зайка испугался – образ испуганного присевшего зайчика, пригнувший ушки к головке.

• Как скачут зайчики – образ прыгающего зайчика с поднятыми и прижатыми к груди лапками.

Упражнения на развитие пантомимики

Пантомимика – это упражнения, развивающие двигательные навыки, воображение, мимические движения.

• Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.

• Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.

• Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.

• Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений.

• Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки.

• Как котик лапкой умывается – движения, имитирующие умывающегося лапкой котика.

• Как скачет лошадка – движения, изображающие скачущую лошадку.

Тренируем эмоции

Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста:

• Сладкая конфета

• Горькое лекарство

• Кислый лимон

• Грязная бумажка

• Красивая игрушка

Игры- этюды:

Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4. Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

Впереди арбузы — вот!..

Где мне взять второй живот?

5. На носочках я иду —

Маму я не разбужу.

6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9. Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже

11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

14. Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом

И доволен был косой:

— Крыша есть над головой! — '"

А настала осень,

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил. –

Мерзнет заяц под кустом:

— Никудышный этот дом!

15. Шерсть чесать — рука болит,

Письмо писать — рука болит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

16. У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

17. Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали! Лопнул шар,

А две подружки посмотрели —

Нет игрушки, сели и заплакали...

18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

— Как быть без хруста, Если я — капуста.

(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)

19. Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

«Мяч» С.Маршак

Ход игры:

Воспитатель весело, с улыбкой, чётко, ритмично читает стихотворение:

«Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Синий, красный, голубой,

Не угнаться за тобой …»

Ребёнок, который изображает мяч, подпрыгивает на месте под ладонью педагога, со словами «Не угнаться за тобой» ребёнок бежит вперёд, потом возвращается. Можно играть сразу с двумя детьми.

Игры–драматизации.

Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

«Котята»

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака

-Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу,

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь

«Ну что, — она спросила. – не ссоритесь теперь?»

Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.-

Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

«Курочка-рябушечка» сл.нар.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Ребёнок, выполняющий роль курочки, гуляет с ведёрком в руках около них.

Ребята вместе с воспитателем обращаются к курочке:

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем водичка?

— Цыпляткам. Они пить хотят, во всё горлышко кричат.

Ребёнок подходит к детям, которые пищат как цыплята: «Пи-пи-пи», и даёт им «водички». Они пьют, набирая как бы воды в клюв, запрокидывая головки.

«Матросская шапка» А. Барто

Выбирают мальчика-капитана, 3-4-х ребят – лягушек. Капитану даётся в руки кораблик на верёвочке.

Ход игры:

Дети сидят на стульях. Вместе с воспитателем они читают стихотворение:

«Матросская шапка, верёвка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

(Ребёнок, изображающий капитана, ходит перед детьми в разных направлениях)

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан»

(Дети, выполняющие роль лягушек, выскакивают, приговаривая вместе со всеми: «Прокати, капитан»).

Затем на роль капитана выбираются другие дети.

«Жили у бабуси два весёлых гуся» сл.нар.

Роли гусей выполняют два мальчика. Они одеты в рубашки (один — в белую, другой – в серую), на головке – шапочка гуся, на обуви – красные «лапки». Двигаются гуси медленно, друг за другом, держа руки за спиной, покачивая плечами слева направо.

На ребёнка, изображающего бабусю, надета юбка, кофта, передник, косынка, в руках прутик.

Воспитатель читает стихи, а дети обыгрывают содержание: бабуся с прутиком в руках подгоняет гусей … Гуси одной лапой моют другую, бабуся чуть отворачивается в сторону – гуси быстренько прячутся за стульчики…

Бабуся всем своим видом выражает горе, качает головой, плачет, утирает слёзы концами косынки …Выходят гуси, идут друг за другом, подходят к бабусе, кланяются ей. Она радостно встречает их, гладит их, подгоняя прутиком, уводит с площадки.

«Жил сапожник» сл.нар.

Выбираются два ребёнка: один исполняет роль сапожника, другой – кошки. Дети – на стульчиках. Сапожник сидит за столом. На глазах у него очки, на нём передник, в руках молоточек. На столе лежат детские сандалии, сапожки и т.д.. Сапожник работает – чинит обувь.

Ход игры

Дети спрашивают: «Жил сапожник?». Тот отвечает: «Жил!»

— Сапоги чинил?

— Чинил!

— Для кого, сапожник?

— Для соседской кошки!

Из дверей выходит «кошка», подходит к сапожнику и спрашивает: «Готовы мои сапоги?» — «Готовы». Кошка рассматривает их, потом надевает на руки, становится на четвереньки, пробегает мимо детей и убегает. Дети машут ей рукой.

«Идёт кисонька из кухни» сл.нар.

Слова песни нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Из-за дверей выходит ребёнок, выполняющий роль кисоньки. На нём передничек, на шее – бантик.

Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слёзы.

Дети:

«Идет кисонька из кухни,

У ней глазоньки опухли.

О чём, кисонька, ты плачешь?»

Киска останавливается и плача отвечает детям:

«Повар пеночку слизал

И на кисоньку сказал «Брысь!»»

Воспитатель и дети её утешают, гладят, угощают молочком …

«Храбрецы» пер.с англ. К.Чуковский

3-4 мальчика исполняют роль портных, а девочка небольшого роста – улитка. Мальчики сидят на стульчиках перед детьми, имитируя работу портных: шьют, вырезают, примеряют, рассматривают сшитую одежду и т.д.

На голове у девочки шапочка с небольшими рожками.

Ход игры:

Дети-зрители наблюдают за работой портных.

Ведущий (показывая на мальчиков):

«Наши-то портные

Храбрые какие!»

Портные говорят задорно, хвастливо, весело:

«Не боимся мы зверей,

Ни волков, ни медведей!»

Ведущий:

«А как вышли за калитку

Да увидели улитку –

— Испугалися, разбежалися!»

Улитка, быстро передвигая ногами, направляется к портным. Увидев, её, они разбегаются, выражая удивление, испуг.

Ведущий:

«Вот они какие

Храбрые портные!»

Мальчики-портные усаживаются на стулья и от смущения склоняют голову.

«Частушки»

На 2-х стульчиках (пеньках) – ребята, изображающие лягушек.

Зрители:

«Говорят, что две лягушки

На пеньке пекли ватрушки»

«Лягушки» хлопают лопаткой о ладошки, широко раздвигая пальцы.

-«И к обеду, говорят,

Пригласили всех ребят»

«Лягушки» зовут всех в гости, а потом скачут в разные стороны.

— «Говорят, что в зоопарке

Всем зверям дают подарки»

Выходят ребёнок, изображающий слона, покачиваясь, он проходит около зрителей.

— «И, как будто, старый слон

Получает патефон»

Воспитатель вручает слону коробку с ручкой, и тот уходит.

Двое детей изображают лису и парикмахера.

— «Говорят, пришла лисица

В парикмахерскую бриться,

Вот какие чудеса –

— Ходит бритая лиса»

— Эта песня-небылица,

Чтобы нам повеселиться.

В светлом домике своём

Очень весело живём»

Дети-артисты танцуют, все хлопают.

«Карлсон»

Ведущий предлагает детям отгадать загадку:

«Мой дом – у вас на крыше!

Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком!»

(м.Танич)

Затем один ребёнок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.

Выразительные движения:

Надуть щёки.

Улыбаться.

Список рекомендуемой литературы:

1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.

2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.

3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.

4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.

5. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

7. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.


Комментарии:


  • Александр Кагор
    2015-06-18 04:47:00
    Действительно, развитие связной речи - важный жизненный аспект. очевидно, что с Виталием Кличко​ никто этим не занимался.