Как развивать у ребёнка логику и наблюдательность?

​Добрый день, дорогие читатели портала "Мир дошколят"!

Хочу представить вам интересного человека, детского экскурсовода-историка, питерца, Алексея Пашкова с его статьёй "Как развивать логику и наблюдательность у ребенка".

Статья с текстом автора.

Доброе утро!

На связи — Алексей Пашков.

Как развивать у ребёнка логику и наблюдательность?

Способов, конечно, множество.Я считаю, что один из лучших – изучать живопись. С одной стороны, рассматривание картин требует сосредоточенности и наблюдательности. С другой стороны, в картинах есть сюжет. А сюжет – это возможность следить за развитием истории; сравнивать текст с изображением; сопоставлять детали; иногда что-то додумывать и достраивать. Всё это развивает наблюдательность, смекалку, логику, умение работать с информацией, вычленять главное, сопоставлять, анализировать.

Всем этим я активно пользуюсь в своей новой книге «Двенадцать подвигов Геракла» (если вы не знаете о ее выходе – значит, нечасто заглядываете в мою группу. А зря))

Несмотря на название, книга эта – не только о Геракле. Она еще и про историю искусства: ведь все иллюстрации в ней – картины старых мастеров (с детсва знакомить ребенка с образцами хорошей живописи – залог хорошего вкуса в будущем). А к ним прилагаются многочисленные задания: найди, сравни, подумай.

Вот одно из таких заданий, которое и вы можете использовать со своим ребенком прямо сегодня:

Первое: внимательность, умение замечать мелкие детали.

Берём картину Гюстава Моро «Диомед, пожираемый своими конями» и предлагаем несколько вопросов.

Откуда мы знаем, что Диомед - далеко не первая жертва коней-людоедов? Ответ: вокруг на земле разбросаны человеческие трупы. Это путешественники, которых жестокий царь бросал на съедение своим кобылицам.

Откуда мы знаем, что кони, изображённые здесь, принадлежали богатому и могущественному царю? Ответ: например, по дорогой шёлковой ленте, которой перевязано туловище одного из них; бедный человек такую себе позволить не мог бы.

Второе: развитие фантазии и воображения.

Предлагаю задать ребёнку такой вопрос. Художник хотел изобразить коней как можно более кровожадными и опасными. Для этого одному из коней он придал сходство с жестоким хищником. Как ты думаешь, какому? На какого хищника он похож?

Лично мне кажется, что конь с задранной вверх мордой очень напоминает воющего на луну волка. Возможно, ваш ребёнок предложит какой-то другой вариант. В любом случае ему придётся проявить фантазию.

Третье: умение сопоставлять изображение и текст.

Тут мы переходим на более сложный уровень. Умение запоминать историю, вычленять из неё детали и сравнивать их с деталями, изображёнными на картине, требует внимания, логики и развивает навык работы с информацией.

Для начала мы рассказываем ребёнку историю про Геракла и Диомеда полностью:

Очередным заданием для Геракла стало добыть и принести к Эврисфею коней царя Диомеда. Царь этот жил в далекой северной стране – Фракии. А кони, которыми он гордился, были непростыми: они были людоедами! Вместо сена подавай им свежее человеческое мясо. Больше всего радовались кони, когда им на растерзание бросали живого человека. Своими острыми, как у волков, зубами впивались они в его тело и разрывали на куски.

Справится с ними не мог никто. Кони эти были такими сильными, что на обычную веревку их нельзя было привязать, они ее с легкостью разрывали. Поэтому держали их привязанными на стальной цепи, в конюшне, сделанной не из дерева, как это обычно бывало, а из меди.

Жестокий царь Диомед всех путников, которые оказывались в его владениях, приказывал хватать и бросать на растерзания своим ужасным коням. Узнав, что ему предстоит добыть их, Геракл даже отчасти обрадовался: ведь ему представлялся шанс покарать злобного и коварного Диомеда. Царь этот нарушал самый древний и самый почитаемый в Греции закон – закон гостеприимства. Гость, чужеземец был для греков человеком почти священным. Обычаи предписывали принимать его радушно, щедро кормить, устраивать на ночлег и всячески ему помогать. Коварный же царь вместо этого превращал гостей своей страны в пищу для ужасных кобылиц.

– Не дело это, – решил про себя Геракл. – Диамеду вскоре придется испытать на себе то, чему он подвергал невинных.

После недолгого путешествия Геракл прибыл во Фракию и отправился прямиком к царю Диомеду. Тот, узнав, что в городе путешественник, немедленно отправил своих слуг, чтобы схватить его и тащить на съедение кобылицам. Геракл был совсем не против, ведь к ним-то ему и было нужно. Однако, когда слуги представили его перед очи царя Диомеда, неожиданно Геракл показал свою истинную силу. С легкостью раскидав всех слуг, он схватил жестокого царя.

– Как ты поступал с беззащитными гостями твоего царства, – сказал ему герой, – так же я поступлю и с тобой. Ты заслужил саму жестокую смерть. – и с этими словами Геракл бросил его к кобылицам.

Те, не отличая своего хозяина от любой другой жертвы, немедленно впились в него зубами. Громко кричал царь Диомед, но вырваться из могучих челюстей своих кровожадных коней не мог. Вскоре крики его стихли; кобылицы разорвали царя на куски.

После этого Геракл оторвал цепи, которыми они были прикованы, и потащил их на свой корабль. Погрузив коней на корабль, он уже готов был отплыть, как вдруг услышал погоню. Воины царя Диомеда, собравшись с духом, решили отомстить за своего хозяина. Геракл готов был дать бой, от битвы герой этот никогда не скрывался. Коней он оставил на корабле, поручив их своему другу Абдеру, приплывшему вместе с ним. Сам же сошел на берег, с палицей наперевес, и после недолгой стычки обратил воинов Диомеда в бегство.

Возвращается Геракл на корабль. О, ужас! Друг его Абдер лежит на полу корабля, залитый кровью. Над ним стоят кобылицы и пожирают бездыханное тело. Не смог Абдер справиться с кровожадными чудовищами, сам стал для них обедом.

Горько застонал Геракл. Отчасти он был виноват в смерти друга: не следовало ему оставлять того наедине с грозными чудовищами, ведь знал герой, что только он с его необычайной силой может с ними совладать. Но сделанного не воротишь. Похоронив Абдера и должным образом оплакав его, Геракл отправляется с кобылицами к царю Эврисфею.

Тот, увидев чудовищ, не решился держать их у себя в городе и велел отпустить кобылиц на все четыре стороны. Кобылицы долго скитались по окрестным лесам, нападая на людей, пока, наконец, их не разорвали многочисленные волки, обитавшие в тех местах.

В этой истории есть два момента с пожиранием. Сначала Геракл бросает самого Диомеда на съедение его же коням; затем отводит коней на корабль и там оставляет их ненадолго под присмотром своего друга Абдера. Когда же он возвращается на корабль – о, ужас! – видит, что сам Абдер стал жертвой коней-людоедов.

Рассказав историю целиком, предлагаем вопрос: какой эпизод изображён на картине Гюстава Моро; кого поедают кони – Абдера или Диомеда?

Правильный ответ: конечно же, Диомеда; Абдера кони должны поедать на корабле, а не посреди песчаной арены. Есть ещё один момент, указывающий на то, что это - Диомед: Геракл, изображённый на заднем плане, сидящий на стене, спокойно наблюдает за разворачивающейся сценой. Если бы кони пожирали его друга, то, наверняка, герой вмешался бы.

Другой пример: история про стимфалийских птиц. Греческие авторы пишут о том, что эти птицы жили то ли в большом болоте, то ли на озере посреди леса. Показываем ребёнку картину, изображающую битву героя с птицами, и спрашиваем: что здесь не совпадает с рассказанной нами историей?

Правильный ответ: пейзаж; место действия. Художник, конечно, изобразил озеро, но ни леса, ни болота мы не видим. Вместо этого высокие грозные скалы.

Четвёртое: умение анализировать замысел автора.

Это уже высший пилотаж, требующий и логики, и воображения. Попытка понять, чего хотел добиться художник, так или иначе изображающий выбранный сюжет; попытка взглянуть на мир глазами другого человека. Для примера продолжим разбор предыдущей картины. Мы уже поняли, что художник, вместо болота, изображает высокие скалы. Спросите ребёнка: как ты думаешь, почему?

Ответ: Мне кажется, что дело вот в чем. Художник хочет сделать Геракла как можно более храбрым и сильным, показать его мужество и отвагу. А что требует большей смелости? Сражаться с птицами в лесу, где можно пускать в них стрелы, притаившись за стволом дерева или спрятавшись в кустах? Или же воевать в горах, стоя на краю крутого обрыва, рискуя каждый миг сорваться вниз? Конечно же, подвиг, совершенный в горах - и сложнее, и величественнее. Да и сами горы – пейзаж более привлекательный, более красивый, чем болото. Поэтому художник позволил себе не следовать точно описанию подвига для того, чтобы картина его была для зрителей привлекательней и интересней.

Итак, моя новая книжка не только знакомит детей с историями о похождениях Геракла, но и постоянно, как бы исподволь, подбрасывает им упражнения на развитие внимания, логики, памяти, мышления.

Если у вас возник вопрос: «Как купить?» - отвечаю: никак.

Она не продается.

Но ее можно получить в подарок.

Вы же знаете, что у меня есть закрытый клуб для родителей, которые не ленятся и находят время развивать своих детей? Называется он «Музей у вас дома». Члены клуба каждый месяц получают по десять выпусков для домашних занятий с ребенком. Темы – мифология, история, живопись.

Стоит участие 700 рублей в месяц. А все нововступившие получат от меня книжку про подвиги Геракла в подарок.

Выгода тут очевидная: если бы я ее продавал, она бы стоила 700 или 1000 рублей. А тут за те же деньги вы получите книжку и все материалы клуба за месяц! А через месяц, если не понравится, можете членство не продлевать.

По-моему, это как раз то предложение, от которого отказаться, конечно, можно, только непонятно – зачем?

​​ВСТУПИТЬ В КЛУБ МОЖНО ЗДЕСЬ​


Комментариев нет