Русская матрешка

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Конспект "Русская матрешка"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Рассказ с элементами беседы о русской матрешке.

Программное содержание:

  • Знакомить детей с русскими народными игрушками.
  • Рассказать о матрешке: из чего сделана, во что одета художником. Обратить внимание на элементы узоров на костюмах матрешек (цветы, ягодки, листочки, точки, полоски, круги)
  • Воспитывать интерес к русской матрешке; уважение к работе мастеров русских народных промыслов.

Словарная работа: брусок, заготовка, сарафан, рубаха, лапти, лента, платок, деревянная, березовый, расписная, выточить, срубить, расписывать, красиво, весело.

Материал: Сундук, несколько наборов матрешек, заготовки для матрешки, русский костюм для девочки, аудио запись хороводной песни «Во поле береза стояла», искусственная березка, презентация слайд-шоу «Русская матрешка».

Место проведения: музыкальный зал.

Публикация статей педагогов в печатных сборниках

Ход занятия:

Под тихую хороводную музыку дети рассаживаются на стульчики. Заходит хозяйка русской комнаты (воспитатель, одета в русский костюм).

- Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? Я - хозяйка русской комнаты. В прошлый раз, когда вы заходили ко мне, приглашали к себе в гости. Вот я и пришла к вам. Как красиво у вас, как много всего интересного. А вспомните, что интересного вы видели у меня в комнате?

Ответы детей: (самовар, утюг, чугунок, ухват, коромысло, кружева, русский костюм, гусли, много разных народных игрушек: свистульки, дымковские игрушки, матрешки...)

- Хозяйка: Молодцы ребята. А сейчас я хочу загадать вам загадку:

На зеленом лугу

Пляшут девушки в кругу.

Поиграли, порезвились

И одна в одну сложились.

Или

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

В сундуке у нас живут Всех (…) зовут. Ответы детей.

- Хозяйка: Ну, конечно, это матрешка. И сегодня я хочу вам рассказать об этой игрушке. Ведь она совсем не простая. Посмотрите, сколько матрешек у меня в сундуке. (Хозяйка расставляет матрешки на двух хохломских столиках). И все они очень разные.

- Делают матрешку из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, поменьше. Она тоже разнимается, а в ней снова фигурка еще меньше, и так несколько штук. (Во время рассказа воспитатель раскрывает и выставляет на каждом столе матрешки от большой до самой маленькой). Самая большая матрешка - это мама. А в ней живут ее детки - матрешки.

- Посмотрите, какие еще есть матрешки. (Презентация слайдов «Русская матрешка»)

Далее хозяйка продолжает рассказ:

-Для изготовления матрешек используются бревнышки из сухой березы или липы. Вот такие. (Показывает два полена из березы - одно неочищенное, а другое уже без коры. Дает детям потрогать и рассмотреть). Вот из таких заготовок вытачивают фигурки матрешек. Сначала самую маленькую, а потом больше, еще больше и самую большую. Затем фигурки зачищают специальной шкуркой. И только потом их расписывают художники. И получаются вот такие матрешки.

Хозяйка русской комнаты приглашает детей подойти к столикам и рассмотреть матрешек.

Вопросы к детям:

1.Какая матрешка вам больше всего понравилась?

2.Матрешка какая? (большая, маленькая, круглая, расписная, деревянная, красивая, русская)

3.Во что одета матрешка? (рубаха, сарафан, платок)

4.Какой узор на одежде матрешки?

Хозяйка русской комнаты делит детей на две группы и предлагает провести игру «Собери матрешку» (Всем членам группы раздают матрешки от самой маленькой до самой большой, и предлагают в правильной последовательности вложить матрешки одну в другую от самой маленькой до самой большой).

Затем хозяйка предлагает детям сесть на стульчики и показывает русский костюм (детский) и предлагает нарядить девочку матрешкой. Дети называют элементы костюма и в какой последовательности будут одевать матрешку.

В конце занятия дети вместе с хозяйкой русской комнаты и девочкой- матрешкой водят хоровод вокруг березки «Во поле береза стояла».

Изотова Татьяна Ивановна
Смирнова Марина Юрьевна
воспитатели
ГБОУ «Гимназия № 1583 им. К.А. Керимова» д/о № 4
г. Москва

Разместить статью в печатном сборнике, подготовка к аттестации


Комментариев нет