Организация субъект-субъектного взаимодействия в ООД

ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТ–СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ООД

Основы взаимодействия с детьми в детском саду

Одним из принципов педагогического процесса являются отношения с ребёнком, активное взаимодействие с ним. И основой этих отношений, по требованию проекта ФГОС, это субъект–субъектные отношения т. е. положение педагога «не над ребёнком, а рядом», что позволяет ребёнку быть равноправным партнёром всех видов деятельности.

Рассмотрим эти отношения на основе образовательного мероприятия (занятия). В настоящее время ООД, в своей основе, не дают возможности ребёнку полноценно пройти все этапы деятельности.

напечатать статью в печатном сборнике

Давайте вспомним с вами этапы реализации ООД, в той форме, в которой мы с вами проводим.

  1. Организационный момент.
  2. Ход занятия.
  3. Рефлексия.

Разберём данные этапы поподробнее.

Организационный момент, что он под собой подразумевает? Конечно же организацию предпосылок к действиям ребёнка. И вот здесь крайне необходимо удивить, мотивировать его.

МОТИВАЦИЯ - побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении.

Говоря о мотивации, можно выделить два её вида:

  • -внешняя, которая в свою очередь делиться на положительную - «Если я что – то сделаю, то меня похвалят или дадут конфету» и отрицательную«Если я не буду делать, то меня будут ругать» и т. п.;
  • -внутренняя«Я хочу помочь, потому что сочувствую» т. е. мотивация связанная с нравственной стороной воспитания.

Как можно мотивировать ребёнка на деятельность?

Самый главный вопрос, который должен задавать воспитатель, прежде всего себе, при разработке занятия «Для чего это нужно детям?»

Задавая вопросы типа «А вы хотите?..», «Давайте поможем…» тоже вариант, но данная постановка вопроса связана с внешней мотивацией ребёнка к действию.

Лучший способ – это удивить детей «Вы представляете…» или создать провокационную ситуацию «Они уже это сделали и у них получилось, а у вас получиться?», «Вы умеете?» Т. е необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая будет стимулировать детей к самостоятельному решению, формулированию своего намерения «Я хочу помочь», «Мы сможем это сделать».

Следующий этап – это этап планирования действий. Хочется отметить, что не новый, но выведен в отдельную строку.

Из практики можно видеть, что мы заменяем его собственной активностью при подготовке и организации детской деятельности, используя фразы «Для этого нам нужно…», «Сначала мы сделаем это, затем то…» и т. п. Это приводит к понижению или даже отсутствию детской самостоятельности при решении проблемы. Чтобы детская инициатива проявилась в полной мере можно задать следующий ряд вопросов «Подумайте, что для этого нужно?», «Что вам для этого понадобится?», «Что вы будете делать потом?», «Где вам удобно работать?» и т. д.

Следующий этап - ход занятия или осуществление действий.

Разрабатывая занятие хотелось бы, что бы педагоги избегали создания такой ситуации, которая далека от реальности и в жизни не только никогда не встретиться, но и фактически не возможна по своей сути. Но не стоит кидаться из крайности в крайность.

Главная особенность ООД в соответствии с принципами ФГОС – вопрос.

Задавая вопросы, не стоит торопиться с ответом «за детей», это наш с вами бич. Наберитесь терпения и если пауза затянулась, следует уточнить понятен ли вопрос и при необходимости перефразировать его.

При ответах детей на заданный вопрос не стоит ориентироваться на первый правильный ответ, но ни в коем случае нельзя его проигнорировать. Можно использовать приём провокации «Ты уверен? Докажи», «Кто-нибудь считает так же?» Это поможет выяснить понимает ли ответивший суть вопроса или просто заученный ответ. Так же заставляет задумать остальных. (Обычно дети ориентируются на ответ так называемых «звёзд группы», но когда вы подвергнете сомнению их ответ тут то и начнётся смятение. Самое главное после этого сказать, что ответивший прав и т. п.) Для поддержки интереса к заданному вопросу, проблеме, теме используйте разнообразные речевые формулы «точно, согласна, может быть, интересная версия, возможно, необычно и т. д. Так же жест, улыбка, кивок». Для развития детской любознательности, закрепления материала очень хорош способ, я его назвала «научите». Педагог как не понимает, что будет правильно, предлагает проверить, попробовать, при этом поддерживая положительную самооценку ребёнка «Как хорошо, что ты попробовал, теперь мы точно знаем, как…» Так же можно использовать способ переадресации вопроса «Соня я не знаю этого, но может ребята знают…», «Ребята, послушайте какой интересный вопрос задал Миша…», «А ты сам как думаешь?» Здесь правда существуют подводные камни, есть возможность, что вопрос или информация «не по теме» может увести вас в другое русло и занятие может потеряться – стать другим. Например, в каждой группе есть так сказать «неудобный ребёнок», который может в любой момент сказать «А у меня дома…» и что то в этом роде, или вой сирены, снегопад, кошка на окошке… Как тут действовать? Необходимо ли реагировать? Конечно необходимо, но тут же, если случившееся неактуально, закрыть её.

Это и есть работать в режиме экспромта.

В ходе продуктивной деятельности, организованной педагогом при активном сотрудничестве с детьми (элементарные трудовые поручения) доделывание работы за ребёнком, навязывание своей помощи не приемлемо.

На этом моменте существует так называемый временной контекст. Как с этим справиться?

1.Так распределить время, чтобы ребёнок смог полностью реализовать свой замысел.

2.В тех случаях если это не оказалось возможным (пример) вместе с детьми решить данную ситуацию «К сожалению у нас нет времени доделать, что мы можем придумать?»

3.Использование коллективной работы на открытых показах. (Аппликация)

Главное, чтобы в ходе всего этапа осуществления действий все дети были охвачены, заинтересованы в результате.

И наконец, четвёртый этап – рефлексивный итог.

Рефлексия – это самооценка причин успеха, неудач. В данной формулировке ключевое слово – самооценка. При проведении детьми самоанализа нужно задать им не более 3-4 вопросов открытого характера, но наиболее значимых и весомых.

Вот ряд предположительных вопросов, которые следует задавать на этом этапе ООД:

  • - Для чего мы это делали?
  • - Что хотели добиться?
  • - Вспомните какие трудности у вас были?
  • - Для чего это вам нужно?
  • - Чему научились?
  • - Почему не получилось?
  • - Что нам помогло?
  • - Что помешало?
  • - Что можно рассказать родителям о сегодняшней встрече?
  • - Что можете сказать друг другу?

Ни в коем случае не делать выводы за детей. И обязательная «оценка» деятельности, поведения, эмоционального настроя детей.

И в итоге хотелось бы сказать, чтобы осуществить грамотную реализацию всех видов деятельности детей в полном объёме, необходимо прежде всего, проанализировать собственную деятельность на предмет наличия ошибок. Ибо на ошибках учатся.

Морозова Елена Анатольевна, воспитатель
МДАОУ «ДСК № 60» ст. Полтавская, Краснодарский край

Печатный сборник работ воспитателей, для воспитателей,


Комментариев нет