Волшебный мир гласных звуков

КОНСПЕКТ ООД «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»

Цель занятия:

закрепить знания о гласных звуках.

Задачи:

  • üзакрепить навыки различения и правильного произношения гласных звуков.
  • üформировать понятие «гласный звук»;
  • üформировать фонематическое представление детей на материале звуков
  • [А], [О], [У];
  • üзакрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова);
  • üзакрепить зрительные оптические представления и образцы гласных звуков.
  • üразвивать формы звукового анализа и синтеза слогов;
  • üвоспитывать устойчивость, интерес к учебной деятельности.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Звучит музыка, пение птиц.

II. Основная часть.

1.Логопед, дети (диалог: вопрос-ответ)

-Кто поет?

-Птица.

-Мы ее сейчас видим?

-Нет.

-Можем ее потрогать?

-Нет.

-Мы можем ее понюхать?

-Нет.

-Как мы поняли, что поет птица?

-Мы услышали ее.

-Мы слышим пение птиц. Что такое звук?

-Звук – это то, что мы слышим и произносим.

-Какие звуки мы знаем?

-Звуки [А], [О], [У].

-Как называются эти звуки?

-Гласные, от слова голос.

-Что умеют делать гласные звуки?

-Петь и тянуться.

-Звуки гласные мы любим

-И все больше с каждым днем

-Их не просто произносим,

-Эти звуки мы поем!

Дыхательная гимнастика звуков [А], [О], [У]. Тянем на себя пальчик, руки вверх, вниз, поём: – а-а-а-а, поднимаем руки вверх – о-о-о-о, опускаем руки вниз – у-у-у-у.

2. Логопед:

Живет в далекой стороне

Неизвестный вам и мне

Гласик невеличка, светящееся личико.

Может вы не верите?

Может вы проверите?

Это Гласик. Сегодня он будет гостем на нашем занятии. У него есть друг (дидактическая игра: «Звукоедка - шалунишка»). Он съел первые звуки в словах. Догадайтесь, что это за слова:

.квариум, .льбом, .литка, .нюта, .втобус, .пельсин, .сень, . кунь, .бувь, .тка, .лица....

(На правильный ответ у Гласика светиться лицо.)

3. Гласик пошел в лес погулять и увидел, что птенчики (дидактическая игра: «Птенчики в гнезде») держат в клювиках картинки. Он попросил детей выделить голосом гласный звук [А], [О], [У] и определить место звука в слове. (Дети подходят, берут у птиц картинки и называют их, выделяя голосом ударный гласный звук.)

Лук – звук [У] в середине слова.

Мак – звук [А] в середине слова.

Ослик – звук [А] в начале слова.

Аист – звук [А] в начале слова.

Утка – звук [У] в начале слова.

Ведро – звук [О] в конце слова.

Юла – звук [А] в конце слова.

На правильный ответ у Гласика светится лицо (включаем фонарик внутри куклы).

4. Логопед: Гласик хочет проверить, слышат ли дети первый гласный звук в слове, игра «Четвертый лишний»:

- Апельсин, автобус, акула, улитка.

- Осень, облако, осы, улитка.

- Осень, ангел, автобус, апельсин.

- Утюг, улитка, ухо, овощи.

- Аквариум, автобус, арбуз, утка.

- Утюг, ананас, ангел, арбуз.

- Ананас, автобус, апельсин, утюг.

Дети берут фломастеры и обводят лишнее слово, объясняют, почему слово лишнее, например, лишнее слово осень, потому что это слово начинается на звук [О] а остальные слова – ангел автобус, апельсин – на звук [А] …

5. Физминутка (дети выполняют движения и произносят стихи):

Звуки речи [А], [О], [У] праздничною ночью

Разгулялись чересчур, расшалились очень.

Встав на цыпочки, звук [А] – закружился в вальсе,

А звук [У] – споткнулся и нос себе расквасил.

Звук [О] – прыгал до небес, с неба звезды цапал.

Звуки речи топали, как мишка косолапый.

Пели звуки гласные песенку за песенкой,

Этой ночью звукам речи было очень весело.

6. Логопед: Давайте вспомним, что же такое буква?

- Мы можем ее увидеть?

- Да.

- Мы можем ее потрогать?

- Да.

- Пахнет ли буква?

- Нет.

- Мы можем ее услышать?

- Угадайте, какую букву я напишу в воздухе (буквы А, О, У).

Следим глазами (гимнастика для глаз).

- Что же такое буква?

- Буква - это то, что мы видим, пишем, читаем и произносим. Гласик хочет проверить, сможете ли вы собрать из частей буквы.

Собрав буквы, дети поют гласные:

АОУ УОА АУО…

(У Гласика светится личико).

7. Читаем слоги:

Лучше умственной зарядки

Нет для развитых детей.

С Гласиком играем в буквы

И становимся умней.

Посмотрите, первая буква А (панно). Мальчик бежит к букве У. Какая первая буква? - А, а вторая - У.

А вместе как звучит? АУ.

Получился слог АУ.

Прочитаем слоги: «А + О = АО» «О + А = ОА»

8. А сейчас поиграем в игру «Мечталки – сочинялки». Составим рассказ на звук [А]… (на трех магнитных досках серии картинок).

Учитель-логопед вносит в группу куклу.

- Имя куклы на звук [А]…Как её зовут? (Дети называют имена Аня, Анастасия, Анжелика, Алёна, Ася…). Какое имя выберем? Анюта. Подумайте и назовите, что любит Анюта на звук [А]…Какой транспорт на звук [А] у неё есть и куда она поедет в путешествие…

[А] - Меня зовут Анюта.

-Я люблю сочные арбузы, спелые ананасы, сладкие апельсины.

-У меня есть автомобиль АУДИ.

-Я поеду в путешествие в Америку или в Австралию.

- А это бабушка.

Расскажите про бабушку (дети выбирают имя Услада, Устинья, Ульяна), Используйте слова со звуком [У]…

[У] - У меня есть бабушка. Ее зовут Устинья. Она живет в деревне Устинке. У нее есть гуси, в речке плавают утки. Она выращивает на огороде зеленый лук. В траве ползают жуки и улитки.

[О] - Что ты видишь в окне? Используй в рассказе слова со звуком [О]…

- Я смотрю в окно и вижу яркое солнце, облака. За окном золотая осень. На окне сидит кот Осип. Во дворе гуляет собака Олия. Я ем салат оливье, огурцы, окрошку, оладьи, омлет, пью чай с конфетами «О-Ля-ля».

ΙІΙ. Заключительная часть. Итог.

Логопед:

- Гласику понравились ваши рассказы. Он хочет сделать вам необычный сюрприз. Покрасьте эти полоски бумаги, они волшебные (дидактическая игра: «Волшебные полоски»). Дети красят полоски красной краской, проявляются буквы, затем дети читают (поют):

АОУ УОА ОУА УАО ОАУ УОА АУО

- За ваше активное участие, за правильные ответы, Гласик хочет вас угостить конфетами.

Оборудование: магнитофонная запись с пением птиц, магнитофон, панно (с глазами, носом, рукой, ухом), Гласик (кукла), фонарик, панно с птицами, картинки (лук, мак, ослик, аист, утка, ведро, юла), картинки для игры «Четвертый лишний», фломастеры, разрезанные буквы А, О, У, панно с фигурками для анализа и синтеза слогов, три магнитные доски, картинки на звуки [А], [О], [У]. полоски бумаги, свеча, краска красная, кисточки, коврик с картинками, куклы девочка и бабушка, конфеты.

Евтушенко Людмила Павловна, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11
г. Шебекино Белгородской области»

..


Комментариев нет