Конспект ООД "Звук и буква "М"

КОНСПЕКТ ООД «ЗВУКИ [М], [М']. БУКВА М»

Цель занятия: учить детей понимать и объяснять значения слов, усваивать новый материал, посредством дидактических игр.

Задачи:

  • üзакрепление звука [M];
  • üзнакомство с буквой М;
  • üзакрепить умение выделять звуки [M], [M`], в словах;
  • üзакрепить умение составлять слоги с буквой М;
  • üзакрепить умение находить позицию звука [M] в словах;
  • üсоставление и чтение прямых и обратных слогов;
  • üзакрепить умение подбирать слова – антонимы;
  • üразвитие фонематического восприятия;
  • üзакрепить умение проводить анализ (звуковой) односложного слова типа «ДОМ», печатание его буквами;
  • üупражнять детей в составлении и чтении односложных слов;
  • üразвивать умение быстро понимать задание и умение самостоятельно работать.

Ход занятия.

І. Организационный момент.

Логопед:

Говорят, что колдовство –

Ерунда и баловство.

Хоть не верю в ерунду я –

Потихонечку колдую.

ΙІ. Основная часть.

1.Логопед: Мне так хотелось, чтобы сегодня произошло что-нибудь необычное. И так случилось. К нам в детский сад попал инопланетянин… и растерялся. Не знает, что такое звуки и какие бывают звуки, что такое буквы и какие бывают буквы, как надо читать слова. Я предложила ему остаться у нас, сказала, что вы умные, добрые и поможете ему. Поможете, дети? (дети соглашаются).

2. Логопед: - Я знаю, что он прилетел с планеты Марс. Согласны назвать его Марсиком? С какого звука начинается его имя?

Дети - Со звука [M].

Логопед - Произнесем, потянем звук [M].

Дети - Ммм.

Логопед - Что мешает воздуху свободно пройти через рот?

Дети - Губы.

Логопед - Правильно. А если звук встречает преграду, то какой он?

Дети - Согласный.

Логопед - Звук [M] произносится с голосом или без голоса?

Дети - С голосом.

Логопед - Значит он какой?

Дети - Звонкий.

Логопед - Звук [M] – согласный, звонкий. Это Марсик, а это мишка. Какой звук в слове Мммарсик?

Дети - Твердый.

Логопед - А в слове Ммишка?

Дети - Мягкий.

Логопед - составьте букву М из палочек.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем

Получилась буква М.

Логопед - Видишь, Марсик, как быстро дети выложили букву М, а дети умеют составлять живую букву М (два ребёнка берутся за руки).

3. Логопед - Возьмите букву М. Подскажите Марсику, в каких словах слышаться звуки [M] или [M']. Если услышите эти звуки в названии, поднимайте букву (дидактическая игра «Услышь звук»).

Логопед показывает картинки, дети поднимают букву М, соответственно картинкам: мяч, шар, медведь, чашка, тарелка, матрешка, самолет, муха, молоко.

— Смотрите — буква!.. Вот те на:
Не в книжке — на дорожке!
Как называется она.
Похожая на рожки?

Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза...
Коза — прикинула в уме.
Сказала: — Это буква «ме».
Бык возразил: — Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему!
А пес воскликнул: — Полно вам,
Не спорьте, это буква «ам»!
— Нет, «му»!
— Нет, «ме»!
— Нет, «ам»! Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М… (А. Шибаев).

Логопед: - Кто поможет им разобраться? Выложите буквами их разговор и прочтите.

Дети: выкладывают у доски МЕ, МУ, АМ, читают полученные слоги.

4.Логопед: - Видишь, Марсик, как разговаривают животные на нашей планете. А кроме животных у нас есть еще и птицы. У тебя на Марсе нет птиц…Речецветик приготовил нам сюрприз: плакаты с изображением птиц. В названии каких птиц слышится звук [M] – в начале, середине или в конце слова? (На плакатах дети находят птиц московку, мухоловку, зимородка). Приготовились слушать:

- Написал письмо зайке

Но забыл приклеить …арки.

- Нам темно, мы просим папу

Нам включить поярче ла..пу.

- Доски на гору везем

Будем строить новый до…

«Поймали» птичку за клювик, крылышки хвостик. Марсик дарит детям звездочки (дидактическая игра: «Поймаем птичку»).

5. Логопед: - Буквы М живу в домиках, а их соседки гласные звуки расшалились, спрятались за елки, пенечки (дидактическая игра: «Гласные звуки расшалились»).

Дети берут домики с согласными М, ищут гласную букву и каждый читает получившийся слог: МА-МО-МУ-МИ-МЫ.

Логопед:

Звуки дружат хорошо.

Читать слоги нам легко.

Отвернулись буквы – звуки

Ссорятся они от скуки.

Дети меняют местами буквы и читают обратные слоги: АМ-ОМ-УМ-ИМ.

6. Логопед: - Поучили Марсика читать слоги, молодцы! Сейчас отдохнем. Встанем в круг, а Марсика поставим посередине).

Дети:

-Целый день паслись у сосен

Две подружки МЕ и МУ –

МЯУ грел бочок на солнце –

БЕ весь день мешал ему.

ГАВ валялся на крылечке,

ХРЮ под кустиком сопел,

КРЯ – купался рядом в речке,

КУКАРЕКУ песни пел.

Логопед: -

Марсику теперь напомним,

Назовем по именам,

Всех, кто в этот жаркий полдень

На глаза попался нам …

Дети: - Утка, поросенок, щенок, козлик, корова, кошка, петух, коза.

На панно – картинки с изображением этих животных, птиц.

Логопед: - Давайте вернемся за столы, Марсик еще подарит вам свои звездочки. Вы же научили его читать слоги…

7. Логопед: - А сейчас посмотрите сюда. На балкончики вышли буквы – звуки погулять (дидактическая игра «Буквы на прогулке»). Найдите твердый согласный звук [M] (в каком он костюмчике?), найдите мягкий [M'] (какой у него костюмчик?) Я буду читать стихотворение, а вы показывать нужный услышанный звук (Молодцы).

На полу скребется мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил.

Только лапы он не мыл.

(Дети справились с заданием, Марсик дарит им звездочки)

8. Логопед: А вот клоун «Наоборот». Он хочет с нами поиграть (дидактическая игра «Клоун по имени Наоборот»).

Логопед

Дети

Быстро

Медленно

Ссориться

Мириться

Твердый

Мягкий

Большой

Маленький

Глупый

Мудрый

Какой звук слышится в начале слов?

Чем обозначаются звуки на письме?

Дети: буквой М.

9. Логопед: Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково,

Их поставить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят…

Сколько звуков в слове ДОМ?

Дети: - Три.

Логопед: - Правильно. Назовите 1-й звук (дети называют [Д], обозначают его куколкой – звуком)

Логопед: - Назовите второй звук? Дети произносят звук [О] и обозначают его на полоске.

Логопед: - Поймайте последний звук в ладошку [M]. Сколько слогов в слове ДОМ? Почему?

Дети: Один. Потому что слогов столько, сколько гласных звуков в слове.

Дети ставят буквы (Д, М, О), читают слово, следят за тем, чтобы указкой показывать букву, которую произносят. Схема слова __.

Логопед: Марсик, каждый ребенок соберет и прочтет тебе слово (дети читают: ДУБ, ЛИС, КОТ, СОМ, МАК…)

ΙІΙ. Заключительная часть. Итог.

- Логопед:

— Марсику понравилось у нас, он хочет остаться. Пусть Марсик живет в моем кабинете, а вы будете и дальше учить его читать слоги и слова. Давайте вспомним, какой звук и какую букву мы учили, какие слоги с этой буквой читали? Марсик хочет угостить вас Марсом. На какую букву начинается название шоколада «Марс»? Угощайтесь, пожалуйста…

Оборудование: кукла Марсик, магнитная доска, палочки счетные, картинки: собака, коза, бык, мишка, мышка, звездочки, птички, слоги, буквы, дом, демонстрационные домики для детей, клоун, куклы-звуки, елки, пеньки, сюжетные картинки, макет игры Речецветик.

Евтушенко Людмила Павловна, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11
г. Шебекино Белгородской области»

..


Комментариев нет