Слоговая культура речи - конспект ООД

КОНСПЕКТ ООД «СЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Цель занятия:

  • üучить детей делить слова на слоги;
  • üупражнять в различении длинных и коротких слов, слышать слоговой контур слов;
  • üупражнять в умении разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове;
  • üзакрепить умение подбирать (добавлять) недостающий слог;
  • üучить детей подбирать слово к схеме;
  • üразвивать у детей фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто произносит свое имя по слогам:

А-ли-на, Ни-ки-та, Ва-ня, Ка-ри-на, И-ра, Се-ва…

II. Основная часть.

1.Логопед: Любите ходить в гости? Мой знакомый Дракоша – вот он какой – тоже любит ходить в гости. Сегодня вместе с ним мы навестим его друзей. Дракоша очень любит учиться. Он ходит в школу для маленьких дракончиков. Как раз сегодня он учился делить слова на части (слоги) и отвечал правильно на вопросы. А вы умеете правильно отвечать на вопросы?

  • üИз чего состоит наша речь?
  • üИз чего состоит предложение?
  • üИз каких частей состоит слово? (ответы детей).

2. Логопед: – Дракоша умеет делить свое имя на слоги. Дра-ко-ша. Вот какое длинное слово, а лак – какое слово? (Ответ детей – короткое).

У Дракоши есть картинки. Задание: возьмите картинку, закрепите на доске, разделите слово на слоги. Назовите короткое и длинное слова. Лев – карандаш, мак – гусеница, шар – стрекоза, еж – мухомор, мяч – ножницы… (ответы детей у доски).

3. – А мы, Дракоша, можем и по-другому поделить слово на части (слоги). Дети, у вас у каждого на подносе картинки. Разделите свое слово на слоги (ответы детей). Подумайте, сколько частей (слогов) в твоем слове. Разрежьте картинку на столько частей, сколько в слове слогов (машина, самолёт, часы, лиса, картина…).

Дети разрезают свои картинки на две или три части, проверяют, правильно ли сосед разрезал картинку (взаимопроверка).

4. Логопед: - Дракоша любит играть с мячом. Он принес его вам. Выходите в круг. Запоминайте задание. Я говорю первую часть слова, а вы – вторую, добавляя слог СА или ША. Повторите…

Чуде –СА, колба – СА, ли – СА, Лари – СА, Драко – ША, Ма –ША, Са = ША, гру – ША, лап – ША…

- Молодцы. А теперь вместе с Дракошей пойдем в гости, а к кому - угадайте. Я буду называть слоги, а вы из них составите слово.

5. Физкультурная пауза:

Мы шли, шли, шли,

Слог – ГНО нашли.

Наклонились, подняли,

Дальше пошли.

Мы шли, шли, шли,

Слог – МИК нашли.

Наклонились, подняли,

Слово назвали ГНО – МИК– ГНОМИК!

6. Логопед: - Вот он. Встречает нас. Это его домик. А этот домик пустой, в нем никто не живет. Гномику скучно одному. Дракоша позаботился о своем друге. Он привез ему соседей. Вот они. Помогите гномику расселить их по этажам (дидактическая игра «Рассели друзей в доме»). На первом этаже будут жить животные, в названии которых есть… сколько? – три слога. На втором – в названии которых – два слога, на третьем этаже – в названии которых один слог. Картинки разложены на столе, их взяли из кармашка Дракоши. (Ребенок подходит, берет картинку, делит слово на части, «поселяет» в домик.)

Логопед: - Ну вот, Гномику стало веселее. А кого привез ему Дракоша? (Ответ детей «Домашних животных и птиц»). Дети называют животных.

7. Логопед: – Дракоша поведет нас в гости к другому другу.

Физкультурная пауза.

Танечки и Ванечки,

Девочки и мальчики,

Берегите на морозе

Носики и пальчики.

Варежки – на ручки,

Валенки – на ножки.

Нас Дракоша ведет

По этой дорожке.

8. Логопед: – Мы пришли в гости к Речецветику (дидактическая игра: «В гости к Речецветику»). У него всегда что-то есть. Давайте посмотрим. Это три картинки, а внизу схемы. Что обозначает эта схема? - один слог. А эта? - - два слога. А эта? - - три слога. (Соединяю полоской). Ча-сы. Сколько слогов? Два. Где его схема? Вот она. (Соединяю черточкой). Кот, крокодил, пылесос, цветы, мак… А сейчас Речецветик даст вам волшебные фломастеры. Выполняйте задание Речецветика – подберите слова к схемам… (дети выполняют задание).

- Молодцы! А теперь проверьте друг друга, как вы выполнили задание…

9. Логопед: – У Дракоши в кармашке еще что-то есть. Вывешиваю картинки на фланелеграф, дети называют их: самолет, молоко, волосы, самовар, ребенок, салфетка, молоток, колесо, сарафан, собака, сапоги).

Дракоша запутал слова. Он их называет неправильно (дидактическая игра: Распутай слово»). Распутайте их: беренок, босака, масолёт, ломоко, расафан, сафлетка, ломоток, посаги… (Дети называют слова правильно).

ІΙІ. Заключительная часть. Итог:

Логопед: - Молодцы. Дракоша рад, что вы вместе с ним ходили сегодня в гости к его друзьям, как вы делили слова на слоги ему понравилось. Дракоша, Речецветик, Гномик хотят подарить вам небольшие картинки – с одним слогом – гриб, с двумя слогами – вишни, с тремя – бабочка.

Оборудование: магнитная доска, фланелеграф, подносы, ножницы, картинки для разрезания, домик, Гномик, подставки (2), фломастеры, картинки с домашними животными и птицами, картинки со схемами, мяч, Дракоша, Речецветик.

Евтушенко Людмила Павловна, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11
г. Шебекино Белгородской области»

..


Комментариев нет