Роль игры в жизни ребенка с ОВЗ

РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Аннотация:

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии, познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.

Актуальностью данной статьи можно считать, что игра широко применяется в дошкольном возрасте, являясь ведущим видом деятельности в этот период. Игровая форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к обучению.

В статье рассматривается значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности обучения детей подвижной игре с дидактической направленностью. Отмечается роль игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками. Представлен практический материал с кратким описанием игр в процессе всех режимных моментов. В статье описывается важность игры с природными материалами для детей с ОВЗ. Статья предназначена для родителей и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ младшего и старшего дошкольного возраста.

При написании статьи я опиралась на интернет ресурсы http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/19/statya-rol-igry-v-zhizni-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.

Из своего небольшого опыта работы в группе компенсирующей направленности я поняла, что игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.

В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.

Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Подвижная игра может выполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок с ОВЗ выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Обычно многие считают, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг развивающих игр гораздо шире. Основными характеристиками развивающей игры выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Главная особенность развивающих игр в том, что в них удается объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

В нашей группе систематизированы и используются следующие игровые приемы.

Во время утреннего сбора к детям приходит сказочный герой, который сопровождает их на протяжении всего дня.

Режимные моменты

Содержание

Утро

Добро пожаловать!

Меня ждет воспитатель.

Прием детей. Игровая деятельность: игры на развитие внимания, мышления, памяти, которые предлагает герой дня. Индивидуальная работа воспитателя с детьми по развитию речи в виде игры или игровой ситуации, например:
- расскажем кукле, что ты видел по дороге в детский сад и т.д.;
- д/ига «Что лишнее», «Помоги Незнайке» выбрать лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя полным развернутым ответом.

На зарядку становись!

Ежедневная утренняя гимнастика соответствует лексической теме недели.

Чистота залог здоровья.

Гигиенические процедуры с использование малых фольклорных форм или через д/игры, такие как «Уроки Мойдодыра» и другие.

Приятного аппетита!

Завтрак (воспитание культуры еды). Герой дня наблюдает, кто аккуратно ест.

Я познаю мир.

Подготовка к НОД. В совместной образовательной деятельности мы используем прием « Путешествие со сказочным героем», в котором дети помогают сказочному герою, что позволяет поддерживать интерес детей в течение всей образовательной деятельности.

Оздоровительная работа.

Наши беседы.

Мы играем, мы гуляем

Дети играю с массажными мячами, с

счетными палочками, прищепками, вышивают на планшетах.

Чтение художественной литературы, беседы по теме недели.

Подготовка к прогулке, прогулка. На прогулке играем в п/игры по лексическим темам и по выбору детей, д/ игры, такие как «Отгадай загаданное растение», «Ветер, ветер, ты какой?»,«Четвертый лишний», и другие; наблюдаем за живой и неживой природой, за птицами, за животными..

Возвращение с прогулки.

Самообслуживание, самостоятельная игровая деятельность детей в игровых зонах с игрушками: конструктором, кубиками, машинками, куклами. Настольные игры «Пазлы», «Шашки», «Лото», «Домино». Сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», « Магазин игрушек» «Столовая» и т. д.

Приятного аппетита!

Подготовка к обеду, обед (воспитание культуры еды).

В этот час нам нужна тишина.

Подготовка ко сну, сон с использованием музыкотерапии.

Вечер.

Просыпайся, детвора, скоро полдничать пора!

Постепенный подъем, гимнастика пробуждения с героем дня, закаливающие воздушные процедуры.

Приятного аппетита!

Подготовка к полднику, полдник, воспитание культуры еды.

НОД. Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми.

Дифференцированный подход

НОД по расписанию. Индивидуальная работа по заданию специалистов.

Индивидуальная работа по математике через Д/ игры «Засели домик числами», «Назови соседей чисел», «Неделя стройся», «Математическая гусеница», игра - головоломка «Танграм», «Квадраты Воскобовича» и другие.

Ну, а вечером опять будем дружно мы играть.

Игры по интересам детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, театрализованная деятельность. В нашей группе имеется игровое пособие «Чемодан со сказками», в котором «живет» много сказочных героев. Дети с удовольствием разыгрывают сюжеты сказок, имитирую движения героев, их интонации.

До завтра! А перед выходными

До понедельника!

Работа с родителями. Индивидуальные беседы с родителями.

Прогулка, уход детей домой.

Вывод:

- в игре активно обогащается и развивается словарь дошкольника с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;

- систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;

- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности;

- сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.

...

Гудкова Юлия Александровна,
воспитатель, СП «Детский сад»Солнышко»,
ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак,
м.р. Похвистневский Самарской области


Комментариев нет