Растим детей здоровыми и жизнерадостными

Баркова Лариса Павловна,
Соколова Галина Викторовна,
воспитатели МБДОУ детский сад № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

«РАСТИМ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ И ЖИЗНЕРАДОСТНЫМИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. В связи с этим принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новый оздоровительный методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

На протяжении нескольких лет мы работаем с детьми раннего возраста.

Главной целью нашей работы является формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, укрепления здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо:

·организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни;

·повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребёнка;

·создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребёнка;

·формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности;

·взаимосвязь ДОУ и семьи.

В начале учебного года, ознакомившись с картами здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, мы провели диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики мы использовали: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, тестовые задания, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, мы наметили план дальнейшей работы и поставили для себя цель: создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, а также сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, среди которых имеются и авторские разработки: проект по физическому воспитанию «Здоровым быть здорово!», методическая разработка программы развития младшей группы, конспекты и дидактические игры по физическому развитию. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку мы организуем педагогический процесс на основе диагностики достижений детей, и в результате выстраиваем перспективу работы с каждым ребёнком, зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.

Большую роль мы отводим таким формам работы с детьми, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулка, самостоятельная двигательная деятельность, динамический час, использование подвижных игр и пальчиковой гимнастики.

А также мы включаем нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий: например, метод куклотерапии – с помощью куклы мы можем воздействовать на ребенка, отвлечь его, успокоить. При помощи самодельных кукол, наполненных разнообразными крупами, мы развиваем у детей мелкую моторику рук и координацию движений.

По музыкотерапии у нас есть разнообразные подборки, такие как «Мы танцуем и поем», «Мы кушаем», «Спи моя радость усни» и т.д., которые дети с удовольствием слушают. В игротерапии, с помощью игры мы прививаем детям культурно-гигиенические навыки, развиваем двигательную активность. С помощью изотерапии снимаем нервное напряжение, страхи, ребенок отвлекается от грустных мыслей, обеспечивается эмоционально-положительное состояние и вызывается радость. Рисуя пальчиком или ладошкой, ребенок преодолевает чувство неуверенности, боязни.

Особое внимание мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Сюда входят: ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий, а также ходьба по дорожкам, солнечные и воздушные ванны. Проводится такая форма оздоровительной работы, как гимнастика после дневного сна. Сюда входит гимнастика в постели, которая включает в себя элементы самомассажа, пальчиковую гимнастику плоскостопия и нарушения осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная работа.

Используем элементы массажа (самомассажа), в группе есть сухой бассейн. Играем с детьми в игры, которые лечат: «Пальчиковая живопись», работа с глиной, игры с песком.

Для часто болеющих детей хорошо помогает комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактике простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Здоровье детей зависит не только от их физических способностей, но и от условий жизни в семье. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад, как две основные социальные структуры, которые, в основном и определяют уровень здоровья ребёнка. В связи с этим нами проводится большая работа с родителями.

Широко используются:

·Информация в родительских уголках; «Пропаганда здорового образа жизни в семье».

·Консультации; «Здоровье – дело престижное», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста».

·Рекомендации; «Дыхательная гимнастика игрового характера». «Какую обувь покупать детям», «Как правильно питаться?»

·Круглый стол; «Физическое развитие ребёнка в семье и в ДОУ»

·Анкетирование по вопросам воспитания здорового ребёнка.

·Совместные физкультурные досуги и праздники.

Таким образом, данный алгоритм физкультурно-оздоровительной работы не только позволяет на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.

Именно такой подход к воспитанию здорового ребёнка позволил снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического развития детей.

Как показывает практика, все вышеперечисленные методы очень помогают в работе с детьми, мы и в дальнейшем будем их использовать.


Комментариев нет