Путешествие с профессором Любознайкиным

печатный сборник

Афанасьева Марина Вячеславовна,
воспитатель,
Булатова Татьяна Анатольевна,
воспитатель,
МБДОУ - детский сад № 588
г. Екатеринбург

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ С ПРОФЕССОРОМ ЛЮБОЗНАЙКИНЫМ»
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Цель: создать условия для активизации познавательной активности детей в исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • ​üрасширять знания детей о чае;
  • üпродолжать формировать умения детей составлять схему предложения из знаков;
  • üупражнять в образовании относительных прилагательных;
  • üпознакомить детей с китайским словом «Чае»;
  • üупражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом;
  • üформировать умение рисовать нетрадиционным способом.

Развивающие:

  • ​üразвивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • üразвивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
  • üразвивать мелкую моторику рук и творческие способности детей;
  • üразвивать двигательную активность детей.

Воспитательные:

  • ​üвоспитывать интерес к поисково-экспериментальной деятельности и желание добиваться положительного результата в процессе работы;
  • üвызвать радость от открытий, полученных от самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Материал: рюкзак, знаки, 4 стрелки, волшебная палочка, костюм профессора, стаканы, чайная заварка, лимон, чайные пакетики, палочка – ложка, влажные салфетки, кулечки для чайной заварки, прищепки, иероглифы, презентация «Чайная легенда», цветные шарфики для детей.

Ход: Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг, здороваются друг с другом.

Дети: Здравствуйте, мои друзья! (машут друг другу)

Ребенок: Доброе утро!

Улыбнитесь скорее!

И сегодня ваш день

Пройдет веселее!

Воспитатель обращает внимание детей на предмет в зале – рюкзак.

Ребята, вы не знаете, что это за предмет?

Дети: Это рюкзак.

Воспитатель: Как его используют?

Дети: Рюкзак нужен для походов и путешествий.

Воспитатель: Давайте возьмем его с собой в наше путешествие! А вдруг он нам пригодится.

Сегодня мы отправляемся в поход.

Много нас открытий ждёт.

А поход наш не простой,

Интересный, вот такой! (показывает большой палец)

На полу нарисованы стрелки в разные стороны.

Воспитатель: Ребята, а в какую сторону нам идти? Надо найти подсказку.

Гимнастика для глаз.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И подсказку мы найдем.

Воспитатель показывает детям карточку с картинками.

Игра «Четвертый лишний» (картинка с изображением деревьев и рюкзака)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какая картинка лишняя?

Дети: это рюкзак

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что на картинке изображены деревья и рюкзак.

Воспитатель: Очень интересно! Оказывается, этот рюкзак не просто так здесь появился. Давайте посмотрим, что лежит в рюкзаке (достает знаки)

Ребята, посмотрите в рюкзаке какие-то странные картинки. Как они нам могут помочь?

Дети: Это условные знаки.

Воспитатель: Все правильно. Я думаю, что эти картинки – и есть наша подсказка. Если вы правильно составите предложение и сможете его прочитать, тогда и узнаем, куда мы сегодня с вами должны идти.

Ребята, подойдите и возьмите карточки и т.д.

Дети составляют предложения, используя знаки

1схема: дети – идущий человек – дорога – лес

2 схема: дети – плывущий человек – лодка – лес

3 схема: дети – летящий человек – самолет – лес

4 схема: дети – челочек едет – автобус – лес

Воспитатель: А сейчас расскажите, что у вас получилось.

Дети озвучивают результат командной работы.

Воспитатель: Ребята, так куда же мы сегодня с вами пойдем?

Дети: В лес

Воспитатель: Тогда покажите, как вы пойдете по дороге в лес? Молодцы! Весело и дружно вы шагали.

Как на лодке поплывете к лесу? Как дружные ребята сядут в автобус и поедут в лес? Как полетите на самолете? Перед полетом самолет заводит мотор, а теперь разгоняемся и полетели. Летит самолет и приземляется. Молодцы! Здорово у вас получается путешествовать! Вот мы с вами и добрались до лесной поляны.

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем, аромат лесной вдохнем.

Садитесь поближе (кучкой)

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.

Дыхательное упражнение. Закрываем глаза и спокойно подышим. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом. Дышим спокойно, ровно.

В этот момент появляется профессор Любознайкин, и проносит около носов детей мешочек с ароматной заваркой.

Воспитатель: Дышим, дышим, вдыхаем аромат. Ребята, открывайте глаза.

Что вы почувствовали?

Дети: запах травы, аромат цветов, лесных ягод

Воспитатель: Отгадка кроется в загадке:

Смесь из листьев и цветов

Заварил, и он готов!

Дети: Это чай!

Профессор: Правильно! Молодцы! Конечно, чай!

Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть наша встреча сегодня принесет вам радость и много новых интересных открытий, впечатлений.

Я профессор Любознайкин

Маг, волшебник, чародей

Расскажу вам тайну чая

слушайте меня скорей!

Поход ваш сегодня совсем неслучайный, а чайный! Предлагаю вам совершить путешествие в мир чая и попробовать раскрыть некоторые секреты этого удивительного и полезного напитка.

Ребенок: На Урале мы живем,

Каждый день все чай мы пьем.

Ребенок: Что же это за настой?

Удивительный такой.

Воспитатель: Ребята, у нас с вами есть волшебный рюкзак, давайте заглянем в него.

Профессор: Да, я вижу и рюкзак вы мой нашли. Молодцы! Этот удивительный рюкзак может многое вам поведать и показать. Ребята, а вы верите в чудеса?

Дети: Да!

Профессор: Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем

И рассказ появится

В рюкзаке моем!

Воспитатель открывает рюкзак и достает из него иллюстрацию.

Профессор: Рассказ профессора сопровождается показом слайдов

1 картинка: чай – это ароматный напиток, который поддерживает бодрое, жизнерадостное настроение.

2 картинка: чай – это вечнозелёный кустарник, но листья его живут всего год,

3 картинка: опадают весной и взамен сразу появляются новые листья.

4 картинка: существует красивая легенда. Молодой пастух пас овец на склоне горы, было очень жарко, решил он попить воды.

5 картинка: налил он себе кружку воды из кувшина, спрятанного от солнца в кустах. Вода была очень вкусной и бодрящей.

6 картинка: что за чудо… Оказалось в кувшин попали листья с куста в которых он был спрятан. Так люди узнали о чае.

7 картинка: произошло это в далёком Китае.

8 картинка: чай в переводе с китайского языка – молодой листочек.

9 картинка: из Китая чай распространился по всему миру и попал к нам в Россию.

10 картинка: русский народ любит пить чай по-разному: с сахаром и без, с мёдом, с молоком, с травами и т. д.

Воспитатель: Чай с медом – медовый чай (проговаривает как пример)

С мятой – мятный чай, с лимоном – лимонный чай, с травами – травяной чай, с фруктами – фруктовый чай, с цветами – цветочный чай, с ванилью – ванильный чай, с витаминами – витаминный чай, с ягодами – ягодный чай, с липой – липовый чай, с ромашкой – ромашковый чай. Чай из Китая – китайский чай.

Профессор: Китайцы не только пили его ежедневно, но и продавали народам других стран. Называли они его «чае». В нашей стране название этого напитка «чай».

Профессор: Ребята, давайте скажем слово чай по-китайски «чае», а по-русски «Чай» (повторить 2-3 раза). Вот мы с вами и выучили одно китайское слово.

Профессор: Как вы думаете, где мы можем найти интересную информацию о чае?

Дети: прочитать в книге, посмотреть познавательную передачу, в интернете.

Профессор: Вы все правильно сказали. Но есть еще одно место, где можно не только получить интересную информацию, но самим попробовать поэкспериментировать с чаем. Я вам предлагаю продолжить поход и найти чайную лабораторию.

Ребенок: Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То в страну цветного чая

Можно сразу же попасть

Воспитатель: Ну, что ребята, отдохнули надо двигаться дальше.

Музыкальная разминка – танец (зарядка «Маша и медведь)

Профессор: Вот мы и нашли лабораторию чайных чудес. Ребята, но для того, чтобы пройти дальше необходимо вымыть руки. Садятся за столы.

Я профессор Любознайкин

Всем детишкам дам ответ:

Почему чай заварился?

Отчего меняет цвет?

Профессор: А сейчас, ребята, в нашей лаборатории будут происходить чудеса! Вы сами будете проводить настоящие опыты.

1 опыт «Холодная - теплая вода» (холодная вода налита в стакан, а горячая наливается в процессе)

Профессор: На столе перед вами стоят два стакана, в которых налита вода. Давайте положим в них по одному пакетику чая. А теперь давайте понаблюдаем, что происходит? Внимательно смотрите. Наблюдаем, наблюдаем. Что же вы видите?

Дети: в одном стакане вода меняет цвет, а в другом нет.

Профессор: Почему так происходит, в чем причина?

Дети отвечают.

В 1 стакане вода холодная и она цвет практически не поменяла. В 2 стакане чай заварился быстрее, т.к. вода в нем теплая.

Вывод: в горячей воде чай заваривается и вода окрашивается в цвет заварки.

Чем теплее вода, тем больше вещества в ней может раствориться.

2 опыт «Природный краситель»

Профессор: Ребята, а сейчас достаньте пакетик из стакана с теплой водой и поставьте его на салфетку. Ребята, посмотрите на салфетку, что произошло с салфеткой?

Дети: Салфетка стала мокрой, она изменила цвет.

Профессор: Поднимите пакетик. Что вы видите? Возьмите еще по одной салфетке и сделайте несколько отпечатков пакетиком. Здорово, правда!

Вывод: чайная заварка окрашивает бумагу.

3 опыт «Волшебный лимон»

Профессор: Ребята, а еще у меня есть волшебный лимон. Возьмите дольку лимона, понюхайте, попробуйте его. Какой лимон?

Дети: Кислый, вкусный, полезный, витаминный

Профессор: На столе у вас стоит стакан с теплым чаем, положите в него дольку лимона. Возьмите палочку, подавите лимон в стакане. Размешайте палочкой. Посмотрите, что происходит с чаем?

Дети: чай стал светлее

Профессор: Почему так произошло?

Дети: высказывают свои предположения.

Профессор: Возьмите еще по одной дольке лимона, сдавите ее пальчиками. Что вы видите?

Дети: Из лимона бежит сок

Профессор: А как называется этот сок?

Дети: Лимонный сок, лимонад, лимонная кислота.

Профессор: Правильно! Сок лимона называется лимонная кислота. Давайте все вместе повторим. Лимонная кислота.

Дети: лимонная кислота

Вывод: Именно лимонная кислота меняет цвет чая.

Профессор: Ребята, для того чтобы продолжить творить чудеса нам необходимо вымыть руки. (дети протирают руки влажными салфетками)

Посмотрите, я для вас приготовил разноцветные карточки. Как вы думаете, что на них изображено?

Дети: дом, дерево, знак, китайское слово.

Профессор: Ребята, давайте с вами вспомним как на китайском языке звучит слово «чай»

Дети: Чае (хором)

Профессор: А так, это слово пишется (показывает карточку). И сейчас я предлагаю вам разукрасить иероглиф. А так как мы с вами находимся в лаборатории чайных чудес, то рисовать будем чайной заваркой.

Под музыку дети рисуют – творят.

Профессор: Ребята, очень красивые у вас получились работы. И пока они сохнут, я вам предлагаю сделать себе небольшой подарок. Это не простая лаборатория, а лаборатория чайных чудес и от сюда никто без подарка не должен уходить.

На столе стоит тарелка, на котором кучками разложены черный чай, красный чай, зелёный чай, травяной сбор, сухофрукты, шиповник

4 эксперимент «Необычный чайный вкус».

Детям предлагается составить свой сорт чая, какой бы они хотели.

Вывод: сорта чая можно получать смешивание разных ингредиентов.

Дети собирают себе подарок.

Профессор: Ну, а сейчас мы наш кулечек свернем и прищепкой зажмем.

Воспитатель: Наше увлекательное путешествие в чудесный мир чая заканчивается, мы должны возвращаться домой!

Профессор: Мне было очень приятно познакомиться с умными, любопытными и активными детьми! А сейчас пришло время прощаться.

Если палочкой волшебной

мы взмахнем четыре раза

В детский садик непременно

Дети все вернуться сразу

Один, два, три четыре.

Воспитатель: Вот мы снова с вами оказались в нашем уютном детском саду.

Игра «Продолжи предложение»

Воспитатель: Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

Сегодня мы узнали о:

Я запомнил:

Мне было интересно:

Здорово! Какие вы молодцы!

А мне больше всего понравилось в нашем путешествии, ваши счастливые лица, светящиеся от любопытства глаза.

Ребенок: Когда мы увидимся снова?

Никто не ответит заранее.

Сказать остается два слова

И мы говорим: «До свидания!»

Воспитатель: это на русском языке, а по-китайски?

Дети: Цзаи цзиень!


Комментариев нет