Рекомендации для педагогов ДОО по коррекционной работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Воспитатель Мельникова Елена Ивановна.

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №32 «Дружные ребята» Старооскольского городского округа

Целью ДОО, куда поступают дети с нарушением зрения, является обеспечения лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно – компексаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной патологии.

Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих слабовидящим детям с косоглазием и амблиопей успешное поступление в школу.

В программу ДОУ введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формирования предметных представлений, социальной адаптации, ориентировке в пространстве, развитие осязания, слухового восприятия, коррекции нарушения речи.

Методы воспитания и обучения в дошкольных учреждениях строятся на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия познавательной деятельной и компенсаторных возможностей. Применение специальных методов и приёмов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития, предметно – практической деятельности. Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или сенсорного), широко используется оптические средства коррекции зрительного восприятия наглядно – иллюстративного материала. Для преодоления вербализма предметных представлений и расширения чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях и наблюдениях, при этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения. Для коррекции недостатков развития предметно- практических действий, используется метод поэтапного, пооперационного выполнения заданий в ручном труде, конструировании, лепке, аппликации и т.д [ 3]

Как показывают результаты диагностических обследований, дети с нарушениями зрения обычно не уверены в себе, замкнуты, с плохо развитой мелкой моторикой, координацией движений, с нарушением в развитии речи, внимания, памяти, не умеющие общаться и сотрудничать. Эффективным методом коррекции и преодоления недостатков речевого развития, зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировке в пространстве, предметно – практической деятельности, совместной деятельности и т. д. выступают театрализованные игры. Эффективность театрализованной игры обусловлено тем, что именно в ней наиболее ярко проявляется принцип обучения – «учить играя».

1. Специально – организованная деятельность. Организация «вечеров развлечений» - 1 раз в неделю со всеми детьми группы, которые включают:

- речевые разминки, игры со скороговорками (произнесение текста с разным темпом и скоростью, с разным настроением, с разной силой голоса, отстукивая ритм, с жестами). «Хлопочки», «Дирижёр», «Говорим».

- игры на развитие фантазии, в которых развивается способность к импровизации: «Придумай жест», «Что пил», «Как живешь бабушка?».

- упражнения на память физических действий (выполнение действий исходя из опыта). «Пьём чай», «Гладим кошечку», «Мы идем в театр».

- театрализованные игры, речевые, со стихами, режиссерские, игры – драматизации. Они помогают формировать навык свободного естественного поведения на сцене, упражняют в умении взаимодействовать с партнером, а самое главное дети приобретают навыки социально –бытовой ориентации: знакомятся с профессиями, с правилами поведения на улице, на дороге. В социуме, учатся быть вежливыми. «Два козла», «Волк и семеро козлят»;

- музыкальные игры на развитие песенного, танцевального и ритмического творчества: «Представьте себе», «Оркестр», «Кто стучится у ворот»:

- пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук;

- упражнения на зрительно – пространственную ориентацию направленные на обогащение, расширение чувственного опыта детей: «Топни левой ногой»; «Пройди по извилистой дорожке медленно, по прямой – быстро».

Таким образом, в социально организованной деятельности большое внимание уделяется театрализованным играм и элементам драматизации, эти виды игр и упражнений гармонично вплетаются в структуру речевых разминок, музыкальных, пальчиковых игр и других видов игр. Театрализованные игры и упражнения подбираются таким образом, чтобы сочетались движения, речь, мимика, пантомима в различных вариациях.

2. Самостоятельная деятельность детей.

Осуществляется детьми ежедневно, по желанию, утром или в вечернее время. Для самостоятельной деятельности детей организован театральный уголок «В гостях у сказки», интересно и выразительно оформлен, содержит разные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок, детям доступны атрибуты для различных игровых позиций, уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы. Особый интерес дети младшего возраста проявляют интерес к игрушкам в театральном уголке. При контакте с игрушкой происходит поглаживание, ощупывание, определяется материал и свойства поверхности. При этом развивается тактильное и зрительное восприятие, мелкая моторика пальцев и рук, формируются умения и навыки правильного обследования предметов и умения действовать ими.

В индивидуальной работе с детьми используются упражнения, направленные на коррекцию нарушения зрения, такие как:

- «Найди мягкие игрушки», «Покажи, где у куклы голова, руки», (использование зрительно – осязательного обследования игрушки):

- «Расставь героев сказки от самого большого к самому маленькому», «Найди пару к героям сказки», «какого персонажа не хватает?», «Угадай по описанию».

- «Чудесный мешочек», «Угадай какая игрушка в руках?» (на активизацию сохранных анализаторов, стимуляцию предметных действий детей).

- «Принеси игрушку, которая стоит слева от зайки», (развитие ориентировки в пространстве)

- «Подбери персонажа к его изображению» (умение соотносить изображение и предмет).

Индивидуальная работа с детьми является важной частью коррекционной работы, так как у детей разные дефекты зрения и разный уровень осязательной чувствительности и моторики рук.

3. Взаимосвязь с другими видами детской деятельности: музыкальной , двигательной, речевой, познавательной, изобразительной.

Театрализованные игры можно эффективно включить такие виды деятельности, как музыкальная (музыкальные театрализованные постановки, разучивание движений для театрализованной постановки, разучивание слов и песен, соответствующих роли, рисование героев театрализованной постановки, изготовление масок и др.). при этом таким видам деятельности, как ручной труд и рисование следует уделять особое внимание, так как дети младшего дошкольного возраста с нарушением зрения очень охотно принимают участие в этих видах деятельности: своими руками создают маски, «трафаретный» театр, настольный и пальчиковый театр из конусных игрушек, для разыгрывание сказок: «Теремок», «Колобок» и других, атрибуты для инсценировок. При этом действует принцип «Творите и вовлекайте в творчество детей», а так же развивается мелкая моторика пальцев и рук.

Коррекционное развитие детей через театрализованную деятельность помогает при работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Эта работа рассчитана на длительный период времени, с усложнениями по мере взросления детей. Она комфортна, эмоциональна наполнена, помогает социально адаптироваться. Дети становятся любознательными, активными, готовыми общаться и со взрослыми и с детьми.


Список литературы

1. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2. Петрова Т. И., Сергеева Е.Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: школьная Пресса, 2004. – 128с.

3. Специальная дошкольная педагогика. / Под редакцией Е. А. Стребелевой. – М., 2001. 312с.


Комментариев нет