Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистенок» Старооскольского городского округа

Доклад на тему:

«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»

Разработал: воспитатель средней группы № 10 Хлистун Ирина Васильевна

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

  • игра как деятельность, в которой ребёнок развивается целостно, гармонично, всесторонне;
  • игра как средство приобретения и проработки знаний.

В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребёнку:

1. 0бращённое к ребёнку со стороны сюжетно-ролевой игры, - это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведёт к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

2. Умение ребёнка определённым образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей.

3. Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Кроме этого, имеются экспериментальные данные о развитии в игре произвольного управления поведением, начальных форм, преднамеренного запоминания, активности, организованности. Также в игре формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и т.д.

И тем не менее игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько:

1. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телепередач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.

2. Игра - отображение жизни взрослых людей: играя ребёнок подражает им, моделирует разнообразные ситуации и отношения. Coвременные дети не знают, чем занимаются их родители.

3. Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем, играя вместе с ребёнком.

4. Желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить детям, как можно больше информации и времени на игру не остаётся.

А между тем время на игру в ДОУ есть - это заложено в нормативных документах, которые являются основополагающими, в частности в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях...» в новых СанПиНах, о которых будет сказано далее.

Другая проблема - восстановить у взрослых, педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Существуют три основных метода руководства детской игрой:

1 метод разработан Д.В. Менжерицкой.

Основной путь воздействия на детскую игру и воспитание детей в игре – влияние на её содержание (т.е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и т.п.) Педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

2 метод - метод формирования игры как деятельности принадлежит Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой. Он основан на реализации трёх основных принципов.

1) Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

2) Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, чтобы дети усваивали более сложные способы построения игры.

3) Начиная с раннего детства и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо одновременно ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

3 метод комплексноrо руководства иrрой был предложен Е.В.Зворыгиной и С.Л. Новосёловой.

Этот метод применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий:

  • активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим;
  • обучающие игры ( дидактические, театрализованные и др.);
  • своевременное изменение предметно - игровой среды, активирующее общение с детьми в процессе самой игры.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми.

Вывод. Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий.

Ребёнок должен иметь возможность овладевать всё более сложным «языком» игры - общими способами её осуществления, увеличивающими свободу творческой личности, реализации его собственных замыслов.


Комментариев нет