«Фольклор в развитии речи детей дошкольного возраста

«Фольклор» - в переводе с английского - означает "народная мудрость". Фольклор – это создаваемая народом поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В нем воплощены идеи и стремления народа, поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера, в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Развитие языковой культуры начинается с детства, и фольклор в нашей работе занимает здесь одно из важных мест в воспитании и развитии детей. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Дети с интересом повторяют данную пословицу или поговорку. Мы объясняем, если им не понятно содержание. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. В свободное время, на прогулке мы вместе с детьми повторяем скороговорки. Развивая чувства ритма и рифмы, ребенок готовится к дальнейшему восприятию культуры речи.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Предлагаем детям назвать отгадке и нарисовать ответ. У детей формируется зрительная память, развивается мышление, мелкая моторика рук. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности способствует речевому развитию. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова. Загадка – одна из форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и их явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, умению самостоятельно делать выводы. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Используя загадки в работе с детьми, способствуем развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать, это не только уметь правильно, логично мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Посредством загадок, пословиц, скороговорок у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами,отбирая нужные слова, все глубже у них формируется языковая культура личности.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.

Из всех фольклорных жанров сказка занимает также важную роль не только в речевом развитии, но и в нравственном воспитании. Их герои – это примеры истинного поведения человека, поэтому сказки в нашей работе с детьми тоже занимают соответствующее место. В сказках выражено радостное бытие – удел честного, умеющего постоять за свое достоинство человека. Мысль в сказке простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Полнота восприятия сказки зависит от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно он донесет образы персонажей. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику и жест. С помощью сказок дети пополняют свой словарный запас, узнают новые слова, пользуются ими в своей речи.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать духовный мир, пополнять словарный запас, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций. Таким образом, созданный народом язык благотворно влияет на развитие культуры личности.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее значение и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.


Комментариев нет