«Сказание о городе Старый Оскол»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

Тема: «Сказание о городе Старый Оскол»

Программное содержание:

  • ·познакомить детей с историей возникновения города, показать детям изображение памятника основателям города;
  • ·Уметь называть себя нарицательным именем в соответствии с городом, в котором живёшь (упражнение «Назови себя правильно»);
  • ·закреплять умение объяснять значение предметов, изображённых на гербе города (дидактическое упражнение «Собери герб Старого Оскола»;
  • ·продолжать знакомить детей родным городом, закреплять знания о том, что наш город большой и красивый, что в нашем городе много промышленных предприятий, где работают люди;

Связная речь: продолжать учить детей составлять описательные рассказы о родном городе с использованием схемы;

  • ·закрепить знания о том, что горожане хранят память о воинах, защищавших нашу родину в годы Великой Отечественной войны, показать памятники защитникам Родины, закрепить знания о солдатах – защитниках Отечества в мирное время (дидактическая игра «Да, нет»);
  • ·закрепить умение детей ориентироваться в пространстве, знание детей о культурных достопримечательностях города (дидактическое упражнение «Где я нахожусь?»);
  • ·воспитывать у детей патриотизм, формировать интерес к познанию родного края.

Материал:

изображение старинного города-крепости Оскол, памятника основателям города, герб Старого Оскола, конверты с деталями герба (по количеству детей), виды Старого Оскола, схема для составления описательных рассказов, виды с изображением памятников защитникам Родины, картинки с изображением солдат из разных родов войск, схематическое изображение города.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о городе Старый Оскол; целевые прогулки по улицам города; экскурсия в краеведческий музей, на Аллею Славы к воинам-освободителям; рассматривание гербов разных городов; чтение художественных произведений о родном крае.

Ход занятия:

Воспитатель: В бескрайних степных просторах на тревожной южной границе Московского государства много лет назад в 1593 году вырос город–крепость. Построили его на высоком берегу реки Оскол и назвали по имени реки. (Воспитатель показывает детям изображение старинной крепости Оскол.)

Через пятьдесят лет ниже по течению реки построили ещё один город и назвали его Новый Оскол, а наш переименовали в Старый Оскол. Людей, живущих в городе, с тех пор называют оскольчанами.

Игровое упражнение «Назови себя правильно». Ребёнок называет себя нарицательным именем в соответствии с городом, в котором живёт. Например, мальчик – оскольчанин, девочка – оскольчанка.

Воспитатель: Службу в городе-крепости несли стрельцы, пушкари, ямские охотники, да казаки. Они защищали границу государства. То есть были пограничниками. А вокруг города распахали бескрайние степи – стали садить пшеницу, рожь. Земля была хорошая, давала большие урожаи, и славился оскольский хлеб далеко за пределами города. Так и стоит Старый Оскол. Люди в память об основателях города поставили памятник.

У каждого города есть герб. На гербе Старого Оскола изображено ружьё и соха, которой раньше пахали землю. Эти предметы нарисовали, потому что наш город был пограничным и жили здесь стрельцы и хлеборобы.

Дидактическое упражнение «Собери герб». Детям даны конверты, в них гербы без предметов. Необходимо выбрать картинки с изображением нужных предметов и заполнить красную и зелёную части герба.

Воспитатель: Прошло время, и превратился город-крепость Оскол в красивый город Старый Оскол. Посреди города свободно течёт река Оскол. На её берегах широко и привольно раскинулся город: широкие улицы и проспекты, красивые дома, тенистые скверы и парки. (Воспитатель показывает виды Старого Оскола.)

В городе много заводов и фабрик. Самые большие из них – Оскольский электро-металлургический комбинат и горно-обогатительная фабрика Стойленского рудника.

Почти все заводы и фабрики расположены за городом, чтобы в городе был чистый воздух. Вот такой Старый Оскол!

Задание: Составь описательный рассказ о городе по плану. (2-3 рассказа)

Примерный план: Как называется твой город?

1. Твой город большой или маленький?

2. Какие дома в твоём городе?

3. Есть ли река?

4. Есть ли заводы и фабрики?

5. Имеются ли в твоём городе памятники и храмы?

6. Чем тебе нравится твой город?

Физкультминутка.

Воспитатель: В нашем городе живут трудолюбивые, смелые и очень добрые люди. Они хранят память о воинах, которые защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою,

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою!

В Старом Осколе много памятников героям войны. (Воспитатель показывает картинки с изображением памятников.)

Старооскольцы с уважением относятся к защитникам Отечества.

Дидактическая игра «Да, нет». На фланелеграфе расположены изображения солдат различных родов войск. Воспитатель загадывает по очереди лётчика, моряка и т.д. Дети, задавая вопросы, должны отгадать, кто загадан. Воспитатель может отвечать только – «да», «нет». Ведущим может быть и кто-нибудь из детей.

Воспитатель: Старооскольцы любят отдыхать и веселиться. Они посещают музеи города, ходят в театр, смотрят фильмы в кинотеатрах, отдыхают в парках и скверах, где крутятся карусели, бьют фонтаны и играет музыка.

Дидактическое упражнение «Где я нахожусь?» На карточках с изображением улиц города отмечены места разноцветными кружками – это места нахождения детей. Ребёнок должен сказать, где он находится. Например: «Я нахожусь в парке, катаюсь на карусели». «Я перехожу дорогу по пешеходному переходу».

В конце занятия педагог подводит итог, говорит о том, что дети хорошо знают город, могут рассказать о гербе города, о промышленных предприятиях, помнят о защитниках Отечества.

После занятия дети склеивают детали герба города и забирают его домой на память.


Комментариев нет