СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА: «ЖДЕМ ГОСТЕЙ»

Соколова В. М. МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7» Ракитянского района Белгородской области», воспитатель группы

Аннотация: Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального, интеллектуального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. В ней ребенок начинает различать реальность и фантазию. В игре развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Мы попытались создать такой сюжет, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти.

Программное содержание:

Цель: Учить детей более сложным преобразованиям знакомых сюжетов и переходам к совместному придумыванию новых.

Задачи:

1. Образовательная: Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения.

Обогащать словарь детей: механик автосервиса, директор овощехранилища, микроволновая печь, миксер, кассовый аппарат, курьер;

2. Развивающая: Развивать интерес к профессиям. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог.

3. Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Методы и приемы:

·Способствующие обогащению содержания игры:

Создание игровой ситуации, внесение образных игрушек; Прием параллельной игры; Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи; Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. Приём ролевой игры с продолжением.

·Способствующие регулированию игровых взаимоотношений:

Участие воспитателя в игре; Использование многоперсонажного сюжета (2 механика, 2 повара, 2 шофера»; Постановка правил от лица игрового персонажа;

·Косвенные приемы руководства:

Организация предметно - игровой среды; Создание воображаемой ситуации в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.Объяснение, вопросы к детям, пояснение, советы по ходу игры.

Вид детской деятельности: Игровая.

Форма детской деятельности: Сюжетно-ролевая игра

Предварительная работа:

Социально-коммуникативное развитие : Экскурсия в продуктовый магазин, самостоятельная покупка продуктов детьми. Экскурсия на кухню д/с. Сюжетно – ролевые игры: «Угостим кукол чаем», «Фруктовый ларек», «Ремонтируем машины»; «Шоферы» Беседа: «Техника - помощница» (приобщение детей к способам безопасного поведения при использовании бытовых приборов); Беседа: «Соблюдаем правила дорожного движения», Наблюдение за тем, как привозят продукты в детский сад, соседние магазины. Наблюдения за трудом взрослых (повара, продавца, водителя и др.); Д/и: «Что нужно для работы» и др.

Познавательное развитие :Д/и: «Посчитай-ка», «Магазин игрушек» «Найди лишний предмет» Конструирование овощехранилища из напольного строителя;

Речевое развитие: Беседа: «Дикие животные» Беседы с рассматриванием иллюстраций по теме «Шоферы», «Магазин», «Овощная база». Показ иллюстраций, сюжетных картинок, когда ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, фотоальбомов о людях разных профессий. Д/и: «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты»…»

Художественно-эстетическое развитие:Мастерская по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм (дети-родители; дети – воспитатели), Слушание: Звуки природы; Пение: «Машина»

Физическое развитие: П/и: «Воробушки и автомобили», Беседа: «Зачем нужно мыть продукты перед употреблением». Практические упражнения.

Здоровьесберегающие технологии:

Технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании данной сюжетно-ролевой игры.

Оформление (наглядность):

Посылка, афиши в игровые зоны, игрушки белки, зайца, ежа. Для магазина: «одежда продавцов», муляжи: «овощи - фрукты», «грибы -ягоды», сумочки, корзинки с кошельками, деньги, телефоны, картинки с изображением лесных гостей, касса; листы –заявки, ручка, блокнот ( для директора) Для автосервиса: «одежда механика», набор «Юный механик», машины Для шоферов: «одежда шоферов», тряпочки, машины, заправка. Для кафе: «одежда поварят», гриб – мухомор, стол, салфетки, картинки с изображением лесных жителей, посуда, микроволновая печь, миксер, доски для нарезки, стаканы, кормушка, домик для мышки, сено. Для продуктовой базы: «одежда директора базы», ящики с продуктами, стол, телефон, блокнот, ручка. Музыкальное сопровождение: Волшебные звуки природы.

Реализация ФГОС: интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие

Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Сценарий организации НОД

Звучит музыка про лес. Дети заходят в группу.

Воспитатель: Мы попали в лес чудесный

И хотим здесь помечтать

А еще повеселиться

И с друзьями поиграть!

Вы любите играть? (раздается стук в дверь)

- Ребята, смотрите, это Луиз («беседует с живым попугаем»). А вы знаете, мне Луиз по секрету рассказал, ему очень нравится наблюдать за тем, как вы играете. А особенно, когда готовите разные блюда, и угощаете ими кукол. Луиз даже хочет пригласить к нам в гости своих друзей – лесных жителей. Вы разрешаете? Тогда пусть Луиз летит и приглашает своих друзей. Воспитатель: Ребята, каких вы знаете лесных жителей?

Ответы детей (белка, ежи, зайцы, медведи, птицы…).

Воспитатель: Скажите, какими лакомствами можно угостить лесных гостей?

Дети: ( белку орешками, грибами, медведя медом, ягодами, ежика яблоками, грушами…)

Воспитатель: А давайте на лесной опушке мы как будто бы откроем магазин: «Лесная сказка» и «Лесное кафе», где будем покупать, а потом приготавливать угощение для лесных жителей.

Дети: продавцы, шоферы, механик автосервиса, повара.

Воспитатель: Можно я буду директором магазина, буду следить за тем, чтобы товар был качественным, договаривается с базами, фермерами, чтобы закупить нужный товар? (в ходе игры роль директора передается ребенку). Кто хочет быть продавцами в отделах: «Овощи - фрукты» и «Грибы- ягоды»? Давайте выберем с помощью считалки: Катилось яблочко вокруг огорода, мимо частокола, кто его поднимет, тот продавцом выйдет. Аналогично выбирается механик автосервиса. (Получившие дети роли, одевают соответствующие одежду, приготавливают рабочие места)

Воспитатель: Павлик, посчитай с помощью считалки,(сидел петух на лавочке…) кто будет шоферами. Поясняет, что шоферы не только привозят продукты с базы, но и аккуратно выгружают в склад.

Чтобы повысить самооценку ребенка, директором овощехранилища, избирается малоактивный ребенок.

Звонит телефон

Воспитатель: Ребята, извините, я отвечу на звонок. Это белочка, она просит, чтобы поварами были …. И приготовили для нее грибы в микроволновке, а для зайчика морковный сок и капусту..

Воспитатель: У вас, ребята, (обращается к оставшимся детям) тоже очень ответственная роль - вы покупатели. Вам предстоит выбрать такие лакомства, которые понравятся не только зверям, но и птицам.

Покупатели берут корзинки, кошельки. В корзинках лежат картинки с изображением животных и птиц, для которых будут покупать угощения. (Белочка, ежик, медведь, заяц, синичка, лось, мышка, попугай)

Директор: Внимание, внимание открыт новый магазин «Лесная сказка». Уважаемые посетители, здесь мы можете приобрести орешки для белочки, свежую морковку, капусту для зайцев, ягоды для медведей и очень многое другое. Не проходите мимо.

Возможные действия, происходящие в игре:

Директор магазина

Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца, беседует с покупателями (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.). Звонит поварам, приобрели ли нужные продукты для белки, птичек, ежика. Выдает шоферам Лист – заявку (картинки с изображением морковки, грибов, груш, орехов). Объявляет, что сегодня в магазине не только большие скидки, но и подарки от магазина. Обращается к покупателю, который купил товар и отнес поварам в кафе: А теперь, давай, как будто ты будешь директором магазина, а я буду покупателем.

Продавцы

До прихода покупателей – поправляют товар на прилавке, проверяют кассовый аппарат…Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, выдаёт чек, даёт сдачу.

Зав. базой

До приезда шоферов красиво расставляет ящики, вытирает пыль со стола. Выдаёт товар по накладной, внимателен к шоферам.

Шоферы

В гараже проверяют исправность машины. Выезжают –заправляются. Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина. В пути замечают поломку – едут в автосервис… Сгружают полученный товар

Механик

До прихода посетителей – ремонтирует имеющиеся машины. Вежливо встречает шоферов – интересуется поломками

Покупатели

Берут корзинки, в которых кошельки, телефоны, картинки с изображением лесных гостей. Устанавливают очередь. Общаются. Перечисляют продавцу, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек. Например: «Здравствуйте, сколько стоят яблоки для ежика? Взвесьте, пожалуйста, 2 яблока. Возьмите деньги. Спасибо, до свидания. А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое?» Беседуют с поварами по телефону о покупке. Приносят в кафе – отдают поварам. Это грибы для белочки – поджарьте их пожалуйста, Из этой морковки приготовьте сок для зайчика..

Повара

кафе

До прихода первых покупателей с покупками вытирают пыль.. Готовят блюда для лесных жителей: грибы в микроволновке, сок морковный в миксере, моют яблоки, груши. Расставляют блюда под соответствующей картинкой для каждого лесного жителя. Например, перед домиком мышки – сыр, в кормушку для синички – семечки и сало.

Курьер

Угощает всех орехами – подарок от магазина. Роль предлагается директором покупателю, который уже купил продукты, отнес поварам.

В игре используются разные типы отношений между различными ролевыми позициями ( управления, подчинения, равноправия)

На протяжении игры воспитатель из директора магазина превращается в покупателя, интересуется о скидках, подводит нового «директора магазина» к необходимости назначения новой роли – курьера. Обращает внимание детей, но то, что видит за окном синичку, которая наблюдает за приготовлением их встречи.

В ходе угасания, завершения сюжета игры:

Воспитатель: Ой, ребята, прислушайтесь, какой то шум. Может быть, это лось к нам шагает или медведь бежит? Дети высказывают догадки.

Давайте закроем глазки и замрем – чтобы не спугнуть гостей. Открываем глаза и видим первых посетителей в нашем Лесном кафе. ( появляется за столом белка и заяц, посылка)

Катя сфотографируй( можно использовать предмет-заместитель) их тихонечко, а мы не будем шуметь, чтобы гости не сбежали.

Воспитатель: Уважаемые повара! Расскажите, чем вы гостей хотите угостить, приготовили ли вы их любимые лакомства.( повара рассказывают и угощают зверей) Ребята, а что наши повара приготовили для остальных гостей, которые наверное задерживаются.

Дети: Ежику положили яблоки и груши, лосю – сено, синичке насыпали семечек..

Воспитатель: Лесные жители благодарны не только поварам, но и всем кто готовился к их встрече – всем нам. Все ребята ответственно отнеслись к своим ролям. Шофера… ( дети договаривают) Продавцы, … и т. д.

Смотрите, первые посетители нам передали посылку от лесных жителей (печеные орешки) . Все угощаются.

У этой игры могут быть разные продолжения (угощение остальных лесных жителей, экскурсия для лесных жителей по игровым зонам и т.д)

Программное обеспечение: 1. Бондаренко А.К.,Матусик А.И. Воспитание детей в игре.- М: Просвещение,1983.

2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издательство: Феникс Год выпуска: 2006. 3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.-М: Просвещение, 1988. 4. Тарловская Н.// «Дошкольное воспитание». 1987 №2

Образовательные ресурсы:

http://nsportal.ru/detskii-sad.

http://mdou17proletar.narod.ru/foto.htm Семинар практикум «Влияние сюжетно-ролевой игры на нравственное развитие детей дошкольного возраста». Викторина: «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр дошкольников»

Интернет ресурсы: «Современные технологии сюжетно-ролевых игр детей» .http://method.rcde.nov.ru/getblob.asp?id=500003962.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста. Введение. http://glebland.narod.ru/


Комментарии:


  • Ирина Свиридова
    2014-12-14 09:51:01
    ​Как у Вас все серьезно, Валентина Михайловна! Даже директор магазина есть!
    ​И как здорово, что столько игрушек, оборудования игрового, такая насыщенная зона!
    ​Знаю, сколько труда в это вложено!
    ​Спасибо!
  • Александр Кагор
    2014-12-14 14:13:51
    ​Все правильно, нужно учить жизни в игре, ведь, как сказал один талантливый человек:"Вся наша жизнь - игра.."
  • valentina_sokolova
    2014-12-15 20:23:23
    Большое спасибо за положительные комментарии​. А детский сад у нас. действительно замечательный. Наше учреждение, коллеги постоянно участвуют в конкурсах самого высокого уровня. Детский сад стал Лауреатом областного конкурса "Детский сад года -2013", Победитель областного конкурса по благоустройству в 2013 году. Развивающую среду в группах помогают оснащать родители.
  • Елена Ивановна Селяг
    2015-07-26 08:05:35
    ​Очень интересная игра ,возьму на заметку!