«Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОО. Место педагога в развивающей среде.»

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино

Белгородской области»

Подготовила: учитель – логопед Громышева И.В.

Детство - этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании», который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС.



2 слайд. Общие принципы построения развивающей среды в ДОО направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания среды групп.

3 слайд. Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, педагоги нашего ДОО придерживаются следующих принципов:

•Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.

•Принцип активности, самостоятельности, творчества – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

•Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

•Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

•Принцип эмоциогенности среды- позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

•Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

•Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

•Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

•–Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая, профессиональная деятельность всех педагогов ДОО.

4 слайд. Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

•Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать занятия в кабинете! Считаю, что основное назначение кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и здоровьесберегающим компонентами; во-вторых, научно-методическое сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей.

•5 слайд. По целенаправленному оснащению и применению кабинет логопеда можно разделить на несколько рабочих зон:

•. Зона индивидуальной коррекции звукопроизношения: настенное зеркало; дополнительное освещение; рабочий стол (в соответствии с САН ПИН); речевые профили картотека артикуляционной гимнастики; картотека дыхательных упражнений; картотека психогимнастики; картотека на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; плакат «характеристика звуков»; трубочки – соломинки для коктейля ; «ветродуйчики»

•. Зона развития мелкой моторики: конструкторы; шнуровки; мозаика; пазлы; пирамидки, матрешки, мелкие игрушки; игры с пуговицами, бусинками сухие пальчиковые бассейны (их можно наполнить горохом, гречкой, фасолью, рисом, песком, пшеном и тд.); трафареты (в соответствии с лексическими темами); картотека пальчиковой гимнастики; картотека физкультминуток

•. Образовательная зона: картотека рассказов и сказок для пересказывания; картотека загадок (народные загадки, загадки в форме описания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко»); подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности; картинный материал по всем лексическим темам; словесные игры;. наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы; подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка (предлоги, падежные формы, множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и т.д.); схемы для определения позиции звука в слове; «звуковые пеналы» (для построения звуковых схем слов); предметные картинки (звук в начале слова, в середине слова, в конце слова)

•. Зона методического сопровождения

•. Рабочее место логопеда Информационная зона: график работы логопеда; сетка занятий; консультации для родителей

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ. Мне бы хотелось отметить, что этом году педагоги нашего ДОО привнесли в групповые прогулочные участки элементы тематики, сделать их объектом развивающей среды. Был разработан проект «Своя изюминка», в соответствии с которым участок каждой группы стал индивидуальным. Были подобраны методические рекомендации и дидактический материал по использованию развивающей среды тематических площадок, что бы прогулка для детей превратилась в увлекательное и полезное мероприятие.

6 слайд. Так, участок старшей группы выдержан в теме «Веселая математика» Дети других групп имеют возможность поиграть в развивающие игры, математические классики, лабиринты. Кроме этого подобран методический материал для организации познавательной деятельности детей.

•7 слайд. На участке средней группы – «Казачье подворье» дети смогут рассмотреть женский народный костюм, познакомиться с элементами быта казаков.

•8 слайд. Участки первых младших групп выдержаны в морской тематике, украшены морскими флажками, рыбками, дельфинами, песочницы сделаны в виде кораблей.

•8 слайд. Участок второй младшей группы выполнен в африканских мотивах - «Чунга-Чанга». Здесь лианы и обезьяны, слоны и жирафы, даже навес над песочницей имитирует жаркие страны.

•9 слайд. Следующий участок – «Сказки Востока». Песочница задрапирована тканью в виде шатра, по павильону гуляют верблюды, а на входе стоит охранник.

•10 слайд. В детском театре «Арлекин» - летний зрительный зал, афиша с анонсами спектаклей, маски Мельпомены.

•11 слайд. На участке средней группы «Уголок России» песочница стилизована под русскую березку, все оформление выдержано в этом стиле.

•12 слайд. Участок «Страна детства» служит фоном для организации веселых детских игр, создает праздничное настроение.

13 слайд. Развивающая среда английского уголка способствует расширению кругозора детей, приобщению их к миру английской культуры, знакомству с английскими символами, терминами, позволяет проводить развлечения на английском языке на свежем воздухе.

14 слад. Тематическая площадка «Ярмарочная площадь». На специально оборудованных стеллажах выставлены элементы русского декоративно-прикладного творчества. Дети имеют возможность познакомиться с хохломской, городецкой, гжельской, жостовской росписями, каргопольской, калининской, богородской игрушками, матрешками, павлово-посадскими платками, а также изделиями нашей местной Борисовской фабрики керамики.

15 слад. Этнографический уголок обеспечивает знакомство детей с русским бытом, обычаями, обрядами наших предков, позволяет приобщиться к этнокультурным ценностям родного края. В 2014 году этнографическая площадка была полностью переоборудована, из дуба сделаны забор, стол и скамьи, колодец, дорожки из спилов дерева. Площадка стала стилизованной, красивой. Здесь воспроизведены элементы быта крестьянского подворья: русская печь, фигуры домашних животных (коровы, лошади, курицы с цыплятами), фигуры бабушки и дедушки в национальных костюмах, пчелиные ульи. В деревенских уголках можно разыгрывать сказки, играть самостоятельно, учиться «доить» корову, «запрягать» лошадь, ухаживать «за пчелами». В теплое время года здесь приятно устраивать чаепитие с детьми и родителями.

-Таким образом, предметно-развивающая среда, созданная в нашем детском саду, отвечает требованиям эстетики, имеет развивающую направленность, способствует созданию условий для наиболее полного раскрытия возможностей и индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Список литературы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""

4.Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой «Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи


Комментариев нет