О развитии связной речи через творческие формы работы (моделирование)

О развитии связной речи через творческие формы работы (моделирование)

«…Не только интеллектуальное развитие ребёнка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом, находится

в непосредственной зависимости от речи»

Л. С. Выготский

Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.

Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что труднее всего дети осваивают связную речь. Дети испытывали трудности при выполнении следующих заданий:

- при рассматривании предмета самостоятельно определить его главные свойства и признаки;

- установить последовательность выявленных признаков;

- удерживать в памяти эту последовательность, которая является планом;

- чётко и последовательно изложить мысль;

- выучить стихотворение наизусть;

- самостоятельно пересказать текст.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает воспитателю разнообразить методики стимулирующие развитие речи у детей. Изучив опыт работы по развитию связной речи: Гербова В.В. «Учусь говорить», Т.В. Большева «Учимся по сказке», Н. В. Нищева «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста», Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Л.А. Венгер и А.Л. Венгер «Домашняя школа мышления», О. С. Рудик «Развитие речи детей в свободной деятельности», О.С. Ушакова «Занятие по развитию речи в детском саду», З. Е. Агранович «Овладение техникой речи в дошкольном возрасте», Н. А. Филатова «Моделирование в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста», определила, что в своей работе буду, дополнительно к основнойпрограмме,использовать одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование.

Целью своей педагогической деятельности определила: «Развитие связной речи дошкольников с помощью моделирования». В соответствии с целью поставила следующие задачи:

1. Создать предметно-развивающую среду через внесение в группу различных схем – моделей;

2. Формировать умение пересказывать с помощью схем.

3. Обогащать и активизировать словарь образными выражениями, средствами выразительности русского языка.

Одним из путей развития связной речи детей видится совершенствование способов практической деятельности, а именно введение моделирования во всех образовательных областях и на этой основе развивать у детей описательную, повествовательную, доказательную, диалогическую, монологическую речь.

Психологи подчеркивают, что формирование связной речи тесно связано с интеллектуальным развитием ребенка. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует речь, учась мыслить» (Ф. А. Сохин).

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста, факторы ее развития, методы и приемы обучения изучали многие исследователи (Е.А. Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова, В.И. Логинова, В.В. Гербова, Г.М. Лямзина и другие). Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст-период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Схемы-модели, используемые во время образовательных ситуаций по речевому развитию, заметно облегчают детям овладение связной речью; кроме того наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связанными и последовательными.

Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольников. В образовательных ситуациях по развитию речи в водной части использую приемы, готовящие детей к восприятию сказки или рассказа, загадки или рассматривание картины, чтение небольшого стихотворения, или приход «гостя» в группу и так далее; только потом перехожу к основной части, рассказываю сказку или читаю произведение. Текст рассказываю медленно, выразительно, чтобы в целом воспринимали произведение дети, и стараюсь зарядить детей положительными эмоциями. После первичного чтения текста провожу беседу.

Дети понимают основную идею произведения, выделяют части произведения (начало, середину, конец), дают характеристику героям и их поступкам, объясняю непонятные, сложные слова. При вторичном чтении произведения или рассказывания сказки с установкой на запоминание и пересказ,уже использую схему-модель.

Обязательным моментом является оценка работы детей, важно не только, чтобы эту оценку давал воспитатель, но и дети. Оценка - это свидетельство того, что ребенок слушал внимательно, а значит, работала память.

Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой, таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

Особенно ощутимо картинно-графический план оказывает помощь в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Поэтому сначала учим детей выделять существенные признаки предмета.

·Это принадлежность к родовому понятию: величина, цвет, форма;

·составляющие детали: качество поверхности;

·материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

·как он используется (какую пользу приносит);

·за что нравится (не нравится).

По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Творческий вид рассказывания предлагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры. Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого рассказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом. Педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно. Конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество.

Игровая мотивация моделированияпомогаетскорректировать проблемы усвоения материала, позволяет многократно повторять особо сложную информацию, снимает физическое и психологическое напряжение, корректирует поведенческую активность, ребенок проявляет речевую, мыслительную, творческую активность.

Моделирование в уголках решает задачу развития связной речи у детей, развивает овладение моделирующей деятельностью, систематизирует познавательный опыт. Поэтому появилась необходимость обогатить предметно-развивающую среду для развития связной речи и мыслительных процессов различными моделями:

·В уголке познавательной деятельности собраны различные игры, условные символы, модели различного вида по темам и разным общеобразовательным областям (календари наблюдений в природе, модели ухода за комнатными растениями, модели-алгоритмы суток, недели, месяца, времен года, модели экспериментальной деятельности детей и результаты экспериментов, модели диких, домашних животных и так далее);

·В уголке художественно-творческой деятельности появились модели-рисунки рисования предметов: деревьев, цветов, животных, модели построения мебели, транспорта, домов, мостов и другие;

·В интеллектуальном уголке имеются геометрические часы, счетные палочки, игры «Танграм», «Сложи узор», модели к классификациям предметов, геометрических фигур, игра Никитина «Сложи квадрат» и другие игры. Здесь следует отметить процесс интеграции познавательного логико-математического и речевого развития дошкольников;

·Была создана лаборатория, в которой собраны приборы (микроскоп, весы, часы, лупы и другие), оборудование для экспериментов (ситечко, посуда различной емкости, воронки), материалы для ознакомления с их свойствами и различные модели для проведения опытно-экспериментальной работы. Обследуя объекты, выполняя различные способы действий, дети расширяют свой познавательный опыт, развивают мышление, и, конечно же, связную речь. Ведь они, придя к какому-либо результату своего проведенного эксперимента, должны связно рассказать последовательные этапы проведения этого опыта, пользуясь моделью.

Я понимала, что без привлечения родителей мне не удастся решить в полном объеме проблему развития связной речи детей. Все родители заинтересовались решением данной проблемы. Формы взаимодействия с родителями следующие:

·Коллективная (родительские собрания, открытые показы НОД, совместные досуги, речевые тренинги);

·Индивидуальная (речевые тренинги, консультации)

·Наглядная (информационные статьи по развитию речи и подбору художественной литературы)

Родители, принимающие непосредственное участие в работе, с радостью отмечают на сколько возрос интерес к занятиям у детей и повысился уровень компетентности у взрослых.

В результате реализации работы по развитию речи я смогла добиться положительной динамики в развитии всех компонентов устной речи и сделала вывод о том, что дифференцированное моделирование совместно с другими методическими приёмами и технологиями играет важную роль в развитии связной речи детей, да и вообще в развитии всех психических процессов.


Комментариев нет