Тема: Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Растительный и животный мир Самарского края»

«Самарской губернии – 165 лет»

Тема: Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Растительный и животный мир Самарского края»

Подготовила методист Мальцева О.А.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»:

Продолжать знакомить детей с природой Самарского края;

Систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края;

Воспитывать интерес, любовь, гордость, бережное отношение к природе родного края.

«Речевое развитие»:

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря;

Закреплять умение согласовывать речь с движениями;

Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

Воспитывать культуру речевого общения.

«Художественно – эстетическое развитие»:

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно – эстетический вкус.

«Физическое развитие»:

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях;

Воспитывать желание выполнять физические упражнения.

Методы и приёмы:

Практические – поиск информации.

Наглядные – подборка картин, показ видео презентации.

Словесные – беседа, словарная работа, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: карта Самарской области, иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, светов, животных и птиц, энциклопедии, мультимедийное оборудование, влешноситель.

Предварительная работа: рассматривание карты Самарской области, чтение литературы «Люби и знай свой край», «Лиса и медведь», «Деревья, какие они», «Родные края», «Русский лес», отгадывание загадок, организация пальчиковых игр.

Виды деятельности:

Двигательная: двигательные паузы, физминутка.

Игровая: игровые ситуации, игры с правилами (дидактические игры).

Познавательно – исследовательская: решение проблемных ситуаций.

Коммуникативная: беседы, отгадывание загадок, вопросы, ситуативные разговоры.

Музыкальная: слушание.

Изобразительная: рисование, творческий проект.

Восприятие (художественной литературы и фольклора): обсуждение, рассказывание.

Элементарно – бытовой труд (в помещении и на улице) Самообслуживание: поручения, совместные (коллективные действия).

Логика образовательной деятельности:

Звучит аудиозапись со звуками пения птиц, плеска воды, шума леса.

Дети обращают внимание, задают вопросы, создается мотивационная ситуация.

- Это звуки природы. А хотите узнать о растительном и животном мире нашего края?

- (дети удобно располагаются на ковре).

- Ребята, сегодня я расскажу вам о природе нашего родного края. Самарская область расположена в среднем течении реки Волги, граничит с берегами рек Самара и Кондурча. Правобережье Волги занимает Приволжская возвышенность с горами Жигули. Волга, огибая горы Жигули, образует дугообразную излучину – Самарскую луку. Есть у нас степи и леса. Лес – это один из важнейших типов растительного покрова Земли. Он оказывает большое влияние на климат, на водный режим, состав воздуха, является «лёгкими планеты». Растительный и животный мир нашей области богат и разнообразен. Наибольшую площадь занимают лиственные леса.

- (дальнейший рассказ идет с показом изображений с использованием мультимедии).

Осуществляется показ мультимедийных картинок с отгадыванием загадок:

·Он в лесу как витязь встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это….(Дуб).

- Дуб – могучее, красивое дерево, растёт медленно, не боится засухи. Кора дуба обладает целебными свойствами.

·Белый низ, зелёный верх,

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши….(Берёзки).

- Берёза – белоствольное, изящное дерево. Растёт быстро, не боится морозов, любит свет. Сок, листья и берёзовые серёжки обладают целебными свойствами.

·Над её густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит….(Липа).

- С цветов липы пчёлы собирают пыльцу для мёда. Липовым цветом лечат простуду, очень полезен и липовый мед.

·Клейкие раскрылись почки

Нарядился он в цветочки.

Летом в пух оделся щёголь.

Догадались? Это…..(Тополь).

- Тополь растёт очень быстро, крона у него очень большая, хорошо задерживает пыль. Когда тополь начинает цвести, бывает много пуха.

·На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его…..(Каштан).

- Каштан – высокое, с красивыми, резными листьями, дерево. Во время цветения соцветия каштана похожи на свечи.

·В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках горчинка.

Что за деревце?... (Рябина).

- Рябина тонкоствольное, стройное, с резными листьями и алыми, горькими на вкус, ягодами дерево.

·Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков – иголки.

Назови деревья!.... (Ёлки).

- Ель, сосна – это хвойные породы деревьев. Обладают так же целебными свойствами. Ёлка – символ новогоднего праздника.

- Это, конечно, не все деревья и кустарники, растущие на территории Самарской области, есть много других. Растут у нас так же лекарственные травы, цветы, ягоды. Цветы календулы, ромашки используют для полоскания горла, применяют в изготовлении косметических средств – крема, мыла, шампуня. Много полезных веществ содержит подорожник. Растёт в нашей местности крапива, в которой так же содержится много витаминов. Из неё делают салат, щи.

- (предлагается детям дидактическая игра «Деревья и кустарники»).

- На территории Самарской области водится много различных животных.

- (Проводится физминутка) «На водопой».

Жарким днем лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосёнок (идут вперевалку)

За мамой – лисицей крался лисёнок (идут крадучись)

За мамой – ежихой катился ежонок (передвигаются в глубоком приседе)

За мамой – медведицей шел медвежонок (идут вперевалку)

За мамою – белкой скакали бельчата (скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой – зайчихой – косые зайчата (скачут, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят (останавливаются).

- Дети проходят и рассаживаются на стульчиках возле мольберта.

- Ребята, мы с вами очутились в заповеднике нашего края, где живёт много животных. Многих мы сегодня увидим, и узнаем о них. Одним из самых живописных мест является Самарская Лука – национальный Жигулёвский заповедник. Заповедник – это территория, которая находится под охраной государства.

- Далее воспитатель вывешивает картинки животных и рассказывает о них.

- Вот лось – большой зверь с тяжелыми рогами, которые он сбрасывает в начале зимы. Лоси живут в лесах и питаются растениями.

- Это зайцы. Бывают беляки и русаки. У белого зайца уши короче, чем у русака.

- Вот лисица, так же живёт в лесу, приносит пользу тем, что ловит мышей.

- Белка проводит свою жизнь на деревьях, где в дуплах прячет свои припасы – орехи, ягоды, семена.

- Это волк. Он хищник и санитар леса.

Водятся в нашей области барсуки, косули и горностаи. В степях Самарской области обитают тушканчики, хомяки, суслики и т.д.

- Далее предлагается детям объединиться по интересам ( в небольшие группы) и узнать информацию о животном мире Самарской Луки из различных источников: ноутбук, энциклопедии, рассмотреть картинки и попросить рассказать взрослых.

- Далее дети рассаживаются на коврике и делятся своими впечатлениями.

- Дети, скажите, как нужно относится к природе? (ответы детей)

- Далее детям предлагается выбрать изобразительные средства и на бумаге отобразить, какие правила поведения в природе знают, как нужно помогать животным.

- Рефлексия.

Итоговое мероприятие: Оформление плаката «Береги природу».


Комментарии:


  • Шкулова Елена
    2016-06-06 15:20:20
    Конспект знакомит детей с природой , воспитывает интерес к родному краю.Очень понравилось занятие.Думаю, что занятие было результативным,выбранные методы обеспечили мотивацию деятельности, помогли обобщить и закрепить полученные знания.