Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3 – 7 лет

Авторские методические разработки:

Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3 – 7 лет

Подготовила:

учитель – логопед

МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад №2 г. Шебекино

Белгородской области»

Гащенко Зоя Витальевна

Аннотация

к авторским методическим разработкам

«Развитие мелкой моторики рук детей

с тяжелыми речевыми нарушениями 3-7 лет»

Овладение речью и формирование звукопроизношения, неразрывно связаны с развитием движений рук ребёнка. Учёными давно доказано, что движения пальцев рук играют стимулирующую роль, активно и положительно влияют на развитие и функционирование зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс формирования моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности.

Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализуют представленные методические разработки игр и игровых упражнений, сочетающие в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующие механизм их функционального единства. Данный материал основывается на использовании методов, приемов, технологий, а также упражнений М.Монтессори, учитывающих клинические особенности детей, что также является необходимым условием для успешной коррекции.

Методический материал включает в себя игры для развития мелкой моторики рук. Для занятий предлагается сюжетные картинки, копилка, прищепки, прозрачные камешки, скрепки, цветные резинки с помпонами, трафареты букв, ландшафтный модуль. Такое разнообразие заданий способствует активизации познавательной деятельности детей, обогащению знаний об окружающем мире, развитию лексико-грамматических категорий языка, предложно-падежных конструкций, связной речи. И, что также немало важно для детей с речевыми расстройствами, сенсорные и тактильные ощущения при манипуляции с предметами предотвращают наступление преждевременной утомляемости.

Данные методические разработки помогут детям 3-7 лет с тяжёлыми речевыми нарушениями в игровой форме развивать пальчиковую ловкость, накапливать словарь, ориентироваться на листе бумаги.

Цель методических разработок - способствовать:

- тренировке мелкой моторики кистей пальцев;

- развитию речевых навыков;

- развитию сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины);

- формирование математических представлений (понятие «число – количество»)

- зрительному восприятию образа букв;

- освоению пространственных отношений;

- развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Всё это обусловливает значимость представленных методических разработок, направленных на решение коррекционных задач.

Методические разработки предназначены логопедам ДОО, воспитателям детских садов, а также родителям. Могут использоваться на групповых, индивидуальных занятиях в ДОО и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Сведения об авторе:

Гащенко Зоя Витальевна – учитель-логопед первой квалификационной категории, МАДОУ «ЦРР – д/с №2 г. Шебекино Белгородской области»-

обладатель Диплома Всероссийского фестиваля «Открытый урок» за представление своего педагогического опыта 2013-2014 учебный год;

Лауреат областного конкурса «Родники Белогорья – 2012г» в номинации «Непосредственно образовательная деятельность; призёр районного конкурса «Вектор успеха» 2014г. Является участником эксперимента ДОУ «Апробирование и внедрение принципов педагогики М.Монтессори в образовательном процессе ДОУ.

Игра «Рыбки в море»

Две сюжетные картинки («Корабль», «Рыбки») с обозначенными по краям цветными кружочками в соответствии с рыбками-прищепками.

Задачи:

- развитие мелкой моторики рук,

- развитие речевых навыков,

- соотнесение по цвету, знание цветовых оттенков,

- согласование сущ.+ прил.+числит.,

- ориентировка на листе бумаги.

Ребёнку предлагается прикрепить прищепки-рыбки к сюжетной картинке на обозначенные кружками места по цвету соответственно. Затем предложить ребёнку вторую картинку. Далее можно спросить, сколько и каких рыбок он прикрепил. Составить небольшой рассказ.

Игра «Копилка»

Пластиковая «копилка», состоящая из соединённых между собой разных по высоте цилиндров, на которых написаны цветные цифры от 1 до 6. Пластмассовые монеты (розовые, белые, голубые, синие, жёлтые, фиолетовые, зелёные, салатовые).

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук,

-развитие речевых навыков,

- соотнесение по цвету, знание цветовых оттенков,

-счёт до 6,

-согласование сущ.+ прил.+числит.

Ребёнку предлагается разложить монеты в копилку по цветовому соответствию; по цветовому и количественному соответствию (одна голубая монета, две синих монеты…).

Игра «Прожорливая лягушка»

Пластиковая банка с крышкой-лягушкой. Рот лягушки – узкая прорезь в крышке. Поролоновые фигурки животных и предметов.

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук,

-развитие речевых навыков,

- употребление существ. в форме ед. ч. Род. и Вин. падежей,

-классификация живое - неживое (кого или что проглотила лягушка?).

Ребёнку предлагается накормить лягушку, сжимая поролоновую фигурку и одновременно проталкивая её через узкую щель. Попросить проговаривать, кого или что ест лягушка. Далее, накормить только «живым», только «неживым».

Игра «Чудо-дерево»

Пластиковое дерево. Цветные резинки с помпонами (одним, двумя, тремя).

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук,

-развитие речевых навыков,

- знание основных цветов,

-счёт до 3,

-согласование сущ.+ прил.+числит.,

- употребление существ. в форме ед. ч. Род. и Вин. падежей.

Ребёнку предлагается разместить яблочки на «Чудо - дереве» сначала только жёлтые, затем красные и т.п. Можно предложить разместить только по - одному яблочку(по два, по три).

Игра «Цветочная поляна»

Ворсистые из ткани «полянки» и цветы. Пластиковые бабочки и птички-прищепки.

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук,

-развитие речевых навыков,

-упражнять в образовании разноприставочных глаголов,

-употребление простых и сложных предлогов: на, под, за, из-за, из-под,

-ориентировка в пространстве: верх-низ, право-лево.

Ребёнку предлагается прикрепить бабочек или птичек на полянке. Можно предложить прикрепить бабочек на одну, а птичек на другую полянку. Далее спросить у ребёнка: Где бабочка или птичка? Что сделала бабочка (птичка)? Затем можно предложить прикрепить фигурки по указанию логопеда: «Размести птичку под цветком, а бабочку на цветке».

Игра «Волшебные камешки»

Сюжетные картинки (колосок, виноград, пляж, волшебник, цыплёнок). Прозрачные камешки в баночке.

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук,

-развитие речевых навыков,

-совершенствование навыков счёта,

-введение в словарь новых слов (гроздь, кисть, стручок, початок).

-ориентировка на листе бумаги, расположение камешек в различной конфигурации по наклеенным меткам.

Ребёнку предлагается одна из сюжетных картинок. Необходимо разложить камешки на обозначенные метки, видоизменяя изображение. Можно задать вопросы: Что ты выкладываешь? Сосчитай, сколько камешков тебе понадобилось. Далее ребёнку можно предложить и другие картинки.

Игра «Лесная полянка»

Сюжетная картинка. Скрепки с прикреплёнными к ним фигурками белки, вороны, бабочек, жуков.

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук,

-развитие речевых навыков,

-употребление простых предлогов: на, над, под, за, около,

-ориентировка на листе бумаги: верх-низ, право-лево.

Ребёнку предлагается прикрепить фигурки-скрепки на картинку соответственно изображённым. Затем можно предложить прикрепить фигурки по указанию логопеда: «Расположи ворону над совой».

Игра «Превращение скрепочки»

Сюжетные картинки (ёжик, попугай, ёлочка, цветок, воздушный шар). Разноцветные скрепки в коробке.

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук,

-развитие речевых навыков,

-соотнесение по цвету, знание цветовых оттенков,

- введение в словарь новых слов (перья, чешуя, хвоя, лепестки, узор),

-ориентировка на листе бумаги, расположение скрепок внутри контура.

Ребёнку предлагается одна из сюжетных картинок. Необходимо расположить скрепки внутри контура предмета, видоизменяя изображение. Задать вопросы: Что ты выкладываешь? Затем ребёнку можно предложить и другие картинки. Далее можно предложить выложить изображённый предмет скрепками определённого цвета.

«Ландшафтный модуль»

Ландшафтный модуль представлен изображением различных климатических зон: Север, тайга, тропики, умеренные широты, горы, пустыня. Мелкие игрушки дополняют каждую из зон соответственно.

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук («тайга» – иппликаторы Кузнецова,

песок, камни, наждачная бумага, мелкие игрушки),

-развитие речевых навыков (пополнение словарного запаса, развитие

связной речи),

-употребление простых и сложных предлогов: на, под, за, из-за, из-под,

-ориентировка в пространстве: верх-низ, право-лево.

Ребёнку предлагается «пройти» пальчиками по различным климатическим зонам, дать характеристику каждой из них, расположить мелкие фигурки животных и растительность соответственно. Учить ребёнка устанавливать причинно-следственные связи. Дать возможность обыграть ситуацию.

Рекомендации по использованию методических разработок:

·Поскольку развитие ручной моторики зависит от степени зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начинать с тех игр или игровых упражнений, которые будут получаться, и доставлять удовольствие.

·Использование игр для развития мелкой моторики рук должно быть регулярным.

·На ознакомительном этапе инструкция должна быть простой, короткой и точной. Например: «Возьми скрепки и разложи их ровными рядами по контуру рыбки. Скрепки – это чешуя, которой покрыто тело рыбы».

·По мере освоения игры, ребёнку необходимо предложить другой вариант игры или усложнённые правила, следующую сюжетную картинку. Можно задать вопросы на закрепление лексико-грамматических категорий, развитие предложно-падежных конструкций, пополнение словаря.

·Повторение инструкции, а также проговаривание действий во время игры облегчает работу ребёнка.

·При выкладывание букв рекомендуется сохранять последовательность согласно их написанию.

·Необходимо соблюдать комфортный для ребёнка темп работы.

·Очень важны участие и одобрение взрослого.

Список источников:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения [Текст] / С.Е.Большакова. - М. - 2014. – 48 с.

2. Синицына Е. Умные пальчики [Текст] / Е. Синицына. - М. – 1999. – 57 с.


Комментариев нет