Проект "Удивительный маленький мир"

Тема проекта: Удивительный маленький мир

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети младшей, средней групп, воспитатель, родители воспитанников

Актуальность:

Наступила весна, стал таять снег. Появилась из-под снега первая травка. Дети во время прогулок с интересом стали наблюдать за первыми насекомыми. Стали задавать вопросы: «Где живёт паук?», «Почему паук плетёт паутину?», «Почему пчёлы летают с цветка на цветок?» и др. Так возник проект «Удивительный маленький мир».

Ознакомление с природой является одной из задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы полученные знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовный мир ребёнка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель:

•Ознакомление детей с разнообразием мира беспозвоночных (насекомые, пауки, улитки, черви).

Задачи:

•Формировать у детей элементарные представления о многообразии беспозвоночных, их строении, образе жизни и значении в природе.

•Формировать у детей представление о взаимосвязи живого организма со средой обитания.

•Формировать у детей навыки исследовательской деятельности.

•Активизировать и обогатить словарь детей по теме (жуки, муравьи, нектар, соты и т.д.).

•Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику.

•Заложить у детей основы экологического воспитания.

•Воспитывать у детей бережное, доброжелательное отношение к маленьким существам.

Предполагаемый результат:

•Дети имеют элементарные представления об особенностях внешнего вида, способах передвижения, образе жизни меленьких представителей местной фауны.

•Дети находят сходства и различия между насекомыми.

•Дети отличают насекомых от других беспозвоночных.

•Дети имеют представление о значении беспозвоночных в природе.

•Дети проявляют ярко выраженный интерес к объектам природы (муравьям, пчёлам, паукам и т.д.).

•Дети составляют описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

•Дети бережно относятся к природе.

Продукт проектной деятельности:

•Видео- и фотоотчёт «Милые букашечки».

•Выставка детских работ «Милые букашечки».

•Альбом «Удивительный маленький мир».

План реализации проекта

I этап – подготовительный

Перспективное планирование проекта.

Разработка конспектов занятий, бесед.

Подбор игр по теме.

Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.

Подбор художественной литературы (рассказы, сказки, стихи, песенки, потешки, загадки, пословицы и поговорки).

Подбор музыкальных произведений по теме.

Подготовка презентаций для детей.

Подготовка ТСО.

Беседа с родителями и педагогами «Участие в проекте «Удивительный маленький мир».

Подготовка консультаций, папок-передвижек для родителей и педагогов.

II этап – познавательно-творческий

Работа с детьми:

-НОД «Насекомые над лугом».

-Лепка «Гусеница», «Стрекоза – большие глаза».

-Аппликация «Божья коровка», «Пчёлка».

-Рисование «Клумба для бабочек», «Гусеница» (рисование штампом).

-Конструирование из бумаги «Весёлая гусеница».

-Ручной труд «После дождичка в четверг» (изготовление дождевого червячка из желудей), «Пчёлка Майя», «Хоровод бабочек».

-Коллективные работы «Бабочки на лугу», макет «Муравейник».

-Индивидуальные работы (аппликация с использованием природного и бросового материала): «Муха-Цокотуха», «Кто спрятался в траве?», «Стрекоза и муравей», «Бабочка-красавица», «Бабочки-подружки».

-Наблюдение на прогулке.

-Беседы: «Что мы знаем о насекомых?», «Полезные и вредные насекомые», «Из жизни муравьёв», «Пчёлка в гости прилетела», «Наша любимая божья коровка», «Бабочки», «Дождь прошёл, а гость остался», «На ромашку у ворот опустился вертолёт», «Вяжет сети паучок».

-Настольно-печатная игра «Муравьи».

-Игра для развития дыхания «Лети, бабочка».

-Игры для развития речи «Божья коровка», «Пчёлы, отзовитесь!» (игра-диалог).

-Комплекс артикуляционных игр «Лето пришло», «Муха-Цокотуха».

-Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».

-Игра-ситуация «На лужке», «Лети, мотылёк».

-Дидактические игры «Бабочка» (с крышками), «Гусеница» (с прищепками).

-Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит».

-Игры «Соедини точки и узнай в кого превратится гусеница», «Соедини точки и увидишь, что получится».

-Пальчиковые игры «Червячки», «Летит комар», «Паучок», «Бабочка», «Улей», «Комарики», «Комары», «Пчёлы», «Кузнечик».

-Физкультминутки «На лужке», «Трудолюбивая пчёлка», «Жук».

-Подвижные игры «Мотылёк и цветы» (малой подвижности), «Комарики и лягушка», «Пчёлки», «Мотыльки».

-Чтение: сказка «Мотылёк и колокольчик», М.Модзолевский «Мотылёк», Веса Паспалеева «Пчёлка», Н.Д.Калинина «Про жука», Йован Йованович-Змай «Мальчик и мотылёк», казахская сказка «Медведь и комар», К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», потешка «Ванька, Ванька-комарок», Саша Чёрный «Что поёт сверчок за печкой?».

-Заучивание: русские народные песенки, потешки «Божья коровка», «Тук-тук, улитка», «Улитка, улитка», «Пчёлы», песенка народов Югославии «Пчёлка».

-Знакомство с пословицами о насекомых.

-Разгадывание загадок о насекомых.

-Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Муравьишка-хвастунишка», «Букашки», «Коровка», «Божья коровка», «Пчёлка Майя».

-Прослушивание музыкальных произведений по теме.

-Просмотр видеоматериалов по теме.

-Просмотр презентаций «Из жизни муравьёв», «Кое-что о пчёлах», «Бабочки», «Удивительный мир».

-Рассматривание ракушек.

-Рассматривание плакатов, иллюстраций, наглядных пособий, энциклопедий.

Работа с родителями:

-Папка-передвижка «Природный материал».

-Консультации: «Если ребёнка ужалила пчела…», «Ознакомление с природой детей второй младшей группы», «Укусы насекомых», «Загадки о насекомых».

Работа с педагогами:

-Консультации: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период», «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом».

III этап – заключительный

1.Видео- и фотоотчёт «Милые букашечки».

2.Выставка детских работ «Милые букашечки».

3.Презентация альбома «Удивительный маленький мир».

Вывод:

Ознакомление с природой является одной из задач в работе с детьми. В ходе реализации проекта дети научились видеть связь маленьких представителей местной фауны с окружающей средой, их влияние на эту среду. Устанавливают зависимость жизни беспозвоночных от изменений в природе, а также их приспособленность. У детей развиты навыки наблюдения и исследования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. В ходе творческой деятельности развивали воображение, мышление, мелкую моторику, тактильные ощущения. А самое главное, на мой взгляд, дети стали понимать, что все маленькие живые существа – это часть природы, без которой не может существовать наша планета.

Используемая литература:

-Новиковская О.А. – Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.

-Гульянц Э.К., Базик И.Я. – Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

-Теплык С.Н. – Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

-Комарова Т.С. – Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

-Янушко Е.А. – Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

-Губанова Н.Ф. – Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

-Елисеева Л.Н. – Хрестоматия для маленьких.

-Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

-Новикова И.В. – Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям – (Детский сад: день за днём). – Ярославль: Академия развития, 2010.

-Шанина С.А., Гаврилова А.С. – Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. (Готовимся к школе). – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.

-Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. – Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

-Кузнецова А.Е. – 195 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. (Азбука развития). – М.: ДОМ. XXI век, РИПОЛ классик, 2011.

-Лещинская В.В., Иевлев А.И. – Развивающие игры с детьми до 3-х лет. Серия: «Домашняя библиотека». ООО «Аделант», 2010.

-Клиентов А.Е. – Животный мир нашей планеты/ {О.Жидков, М.Саморезов, Н.Устинов и др.}. – М.: Белый город.

-Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний/ Пер. в англ. В.В.Свечникова и О.И.Чибисовой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

-Интернет-ресурсы.

Фотоотчёт проекта Удивительный маленький мир

View more presentations or Upload your own.


Комментариев нет